Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-55Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

Романтические руины. Дендропарк "Александрия", г. Белая Церковь
 
+38 (044) 207-12-55
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
Романтические руины. Дендропарк
Четверг, 22 Октября 2020

Меню

Достопримечательности > Киевский метрополитен. Станция "Золотые ворота"

 

"Золотые  ворота"- исторический памятник ХІ века.

Евгений СКИБИН, гид-переводчик  «Первого экскурсионного бюро»

 Открытие Киевского  метрополитена состоялось 6 ноября 1960 года, став третьим по счёту в бывшем СССР  после московского и ленинградского. В настоящее время 3 линии киевского Метро насчитывают 50 станций с общей протяженностью 65,18 км  и перспективой дальнейшего развития. 

Ссылаясь на архивные источники, Метро в Киеве могло появиться ещё в период  сооружения Метрополитена в Лондоне.  В 1884 году в Киеве был предложен на рассмотрение проект углубиться рельсами под землю - предусматривалось проведение тоннелей от Днепровской пристани до железнодорожного вокзала.  Данный проект долго изучался депутатами городской думы, но был отклонён, вероятней всего, из-за банального  страха перед неизвестным. Провалом проектов  закончилась аналогичная ситуация в Москве в 1902 и 1912 годах.  

Станция метро "Золотые ворота", нижний зал с посадочными платформами. 
Своды между мраморными колонами украшены мозаичными изображениями князей Киевской Руси .

Очередная реальная возможность создания скоростного городского транспорта в Киеве возникла в 1916 г. Она была инициирована Русско-Американской торговой палатой, готовой инвестировать в строительство метрополитена в нашем городе. Однако городская управа отказала данной компании, считая неприемлемым создание предприятия американского капитала на  основании чистого концессионного способа организации городских предприятий.   

Летом 1918 г. в Киеве  вновь заговорили о метрополитене. На этот раз речь шла о планах правительства гетмана Украинской державы Павла Скоропадского превратить район Зверинец в наилучший район Киева. План застройки был грандиозным:  построить правительственный центр с гетманским дворцом, институты и учреждения Академии наук, центральный рынок, грузовые и пассажирские подъёмники (по типу фуникулера), трамвайную линию в тоннелях, т.е. метрополитен и т.д. Однако и этим радужным перспективам не суждено было осуществиться, так как в 1918г. власть от гетмана Скоропадского перешла к Директории Симона Петлюры. 

Почти 20 лет о строительстве  метро в Киеве никто не вспоминал,  пока в 1936 году Президиум городского совета не рассмотрел дипломную работу выпускника Московского института инженеров транспорта Папазова «Проект Киевского метрополитена». 

В протоколе был отмечен удачный подход к разрешению одного из важных вопросов реконструкции города и устройства внутригородского транспорта, а также рациональная разработка схемы метрополитена. Двумя годами позже начались подготовительные работы, которые прервались началом Второй мировой войны. 

После окончания Великой Отечественной войны началась масштабная реконструкция сильно пострадавшего и серьёзно разрушенного Киева.  В план реконструкции входило и строительство метрополитена. 22 февраля 1945 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление о строительстве Киевского метрополитена.  

Однако реальные работы по строительству метро начались управлением «Киевметрострой» лишь в 1949 году.  Первый участок Святошинско- Броварской линии протяжённостью 5,2 км в ступил в строй 6 ноября 1960 года. 

В настоящее время Киевский метрополитен располагает 3-мя действующими линиями с суммарной эксплуатационной длиной 65,18 км. 50 станций имеют три пересадочных узла, расположенные треугольником в историческом центре Киева.

Своды между мраморными колонами украшены мозаичными изображениями князей Киевской Руси .   

 Станция «Арсенальная» является самой  глубокой в мире и располагается на глубине 105,5 метров (расстояние от поверхности земли до платформы). 


5 самых глубоких станций метро в мире:

1.  «Вашингтон Парк», Портланд, США, 1998г.:  79 м.

2. «Парк победы», Москва, Россия, 2003г.:        84 м. 

3. «Пухунг», Пхеньян, КНДР, 1987г.:                 100 м. 

4. «Адмиралтейская», Санкт-Петербург, Россия:   102 м.  

5. «Арсенальная», Киев, Украина, 1960г.:  105,5 м.


 В 1981 году началось строительство третьей Сырецко-Печерской линии, на которой расположена самая красивая станция в Киеве по архитектурному и художественному замыслу  и одна из самых красивейших в мире – станция «Золотые ворота». О ней хотелось бы рассказать несколько подробней.


Эта 29-я станция по счёту была открыта в 1989 году. Название она получила в честь исторического памятника начала XI века – Золотых ворот, которые расположены на высоком холме центра города рядом со станцией. Это станция глубокого заложения (96,5 м.), имеет три подземных зала – средний промежуточный и два зала с посадочными платформами, два эскалатора.  


Нижний зал с посадочными платформами разделён двумя рядами колон, облицованные белым мрамором. Интерьер зала оформлен в стиле белокаменных княжеских палат времён Киевской Руси. Белый свод центрального зала разделен диаметральными мозаичными полосами из смальты с кирпичными расшивками. В просветах между полосами установлены бронзовых люстры с 12 световыми группами в каждой, покрытые орнаментами.   Своды между мраморными колонами украшены мозаичными изображениями князей Киевской Руси (начиная от основателей Киева: Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбидь), церквей Киева и сложных древних орнаментов. Ни одна из этих смальтовых мозаик не повторяется. 

Если следовать от арки до арки, можно проследить в хронологическом порядке становление Киевского государства от XI до  XIII века. Под каждым изображением выложена надпись. 

Станция «Золотые ворота» привлекает внимание своим изысканным и оригинальным оформлением, впечатляя своей утончённой красотой.  И не удивительно, что она заняла 11 место в рейтинге самых красивых станций мира. Список 15 самых красивых станций метро в мире   составлен туристическим изданием «Bootsnall»:

1. «Champ-de-Mars», Монреаль, Канада;

2. «Бульвар Формоза», Гаосюн, Тайвань;

3. «T-Centralen», Стокгольм, Швеция;

4. «Central Park», Гаосюн, Тайвань;

5. «Bayview», Торонто, Канада;

6. «Bockenheimer Warte», Франкфурт, Германия;

7. «Bund Sightseeing Tunnel», Шанхай, Китай;

8. «Славянский бульвар», Москва, Россия;

9. «Kennington», Лондон, Великобритания;

10. «Changi Airport MRT Station», Сингапур;

11. «Золотые ворота», Киев, Украина;

12. «Olaias», Лиссабон, Португалия;

13. «Puhung», Пхеньянь, КНДР;

14. «Federal Triangle», Вашингтон, США

15. «Кировский завод», Санкт-Петербург, Россия.

Средний промежуточный зал между двумя эскалаторами. Древний орнамент.