Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-44Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

Романтические руины. Дендропарк "Александрия", г. Белая Церковь
 
+38 (044) 207-12-44
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
Романтические руины. Дендропарк
Понедельник, 01 Мая 2017

Достопримечательности > Парящая над кручами

Андреевская церковь — один из главных символов Киева

Михаил ГАВРИЛЕНКО, журналист.
Специально для «Первого экскурсионного бюро»

Андреевская церковь парит над Киевскими кручами, как изящная фарфоровая игрушка. Как много в ней от дивного, игривого, жизнелюбивого XVIII-го столетия, от эпохи веселой «царицы Елизавет», от легкой пышности Растрелли! О, как умел великий архитектурный кудесник извлекать из барокко буквально музыкальное звучание! Андреевская церковь будто бы поет высокую, гармоничную ноту в сонате Киевских храмов. Она — один их главных символов Киева, она окутана большим количеством легенд и преданий — и первое их них касается апостола Андрея, будто бы именно на этой горе водрузившего свой достопамятный крест.

Свято место Андреево

Приходил ли сюда верный ученик Христа, стоял ли он на этой горе, созерцая далекие и совершенно отличные от родной Палестины северные земли — мы никогда не узнаем. Но легенда об апостоле давно стала частью киевского фольклора. На этом месте должно было что-то стоять — и потому, что свято место пусто не бывает, и потому, что Киев, с его прихотливым горным рельефом, буквально призывает архитекторов раскрыть свой гений. Не все выдерживают это испытание, и на здешних кручах продолжает возводиться такое… Впрочем, это не о Растрелли — гений великого итальянца, ставшего главным российским архитектором XVIII века, раскрылся в проекте Андреевского храма в полном объеме — притом, что сам зодчий в Киеве даже не побывал. Но все строилось по его чертежам: храм должен был стать императорским, дворцовым, персональной церковью Елизаветы Петровны.

Бартоломео Франческо Растрелли

Место, где стоит церковь, было заселено одновременно с иными окрестными горами еще в праисторические времена. На вершине горы — на Перуновом горбу — стоял деревянный славянский языческий идол бог Перун, окруженный другими богами. Напротив, по ту сторону Андреевского спуска — Старокиевское городище, холм, с которого начинался город, место княжеских дворцов и первого русского храма — Десятинной церкви. Андреевская гора в те времена тоже не пустовала — на ней возвели монастырь, дабы «прикрыть» место былого языческого пантеона. Монастырь не пережил монгольского нашествия — и вплоть до конца XVII столетия холм тонет во тьме истории. Рассеивается она только в 1690 году, когда мы узнаем о постройке на этой горе деревянного храма, отмечающего место былого монастыря.

Волею дочери Петра

Властительница Российской империи и жена простого украинского казака Елизавета Петровна прибыла в Киев в сентябре 1744 года. Супруг устроил ей ознакомительный тур по родным краям — и впечатлительная натура молодой правительницы, уже подготовленная рассказами «друга сердешного», навсегда воспылала любовью к Киеву. Сказывалась и «богомольная» слава города — императрица была очень набожной, так что в Киеве увидала она почти идеальное место для возможной южной столицы империи. Здесь она повелела заложить себе резиденцию и выстроить императорскую церковь. Так появились Мариинский дворец и Андреевская церковь. Проекты обоих сооружений заказали Растрелли, а работами на месте руководил архитектор Иван Мичурин, которого можно считать соавтором этих проектов.

Андреевская церковь, XIХ век

Сложное геологическое строение холма, насыщенного подземными ключами, привело, во-первых, к отказу от строительства колокольни, и, во-вторых — к «упаковке» фундамента храма в двухэтажный дом-стилобат, выходящий на Андреевский спуск. Сам храм достигает высоты 47 метров, но за счет нахождения на холме (еще 87 метров) кажется выше. Высота стилобата — 15 метров. Его завершает паперть, окруженная балюстрадой. Более всего паперть эта известна киевлянам и гостям города как чудесная смотровая площадка. Видами с нее восторгались и Гоголь, и Шевченко, и Пушкин, и Нечуй-Левицкий. И мы согласны с ними: панорама на Днепр, Подол и окрестные холмы и поныне открывается замечательная, а что уже говорить о предшествующих веках, когда не было многоэтажной застройки?

Шедевр «высокого» барокко

Фасад однокупольного храма с пятиглавым окончанием украшают колонны, пилястры, богатая лепка. Круглые окна-люкарны обрамляет роскошный лепной орнамент, на фронтонах размещены чугунные картуши с монограммой императрицы. Внутри храм перекрывается одним большим куполом диаметром 10 метров. Однако снаружи это пятиглавый храм: четыре малые главки поставлены на контрфорсы, размещенные по диагонали здания. Силуэт церкви построен на контрасте между массивной центральной главой и изящными угловыми куполами.

Интерьер храма

Интерьер Андреевской церкви расписали в 1750-х годах. Иконостас, кафедру и надпрестольную сень спроектировал собственноручно Растрелли. Он спроектировал макет иконостаса в натуральную величину, после чего резьбу по дереву выполняли уже местные мастера — Иосиф Домаш, Христофор Орейдах, Андрей Карловский, Матвей Мантуров. Монтированием иконостаса в Киеве руководил мастер Иоганн Грот. За иконостасом в алтаре находится надпрестольная сень на витых позолоченных колонках, украшенных гирляндами цветов. Картины для иконостаса Андреевской церкви написали русские художники Иван Вишняков и Алексей Антропов, наряду с рядом украинских мастеров. Вся живопись выполнена в духе XVIII столетия — это скорее картины на религиозную тематику, нежели иконы. Антропов увековечил свое авторство на одно из картин — «Успение».

Храм высок, просторен, всегда наполнен светом, несмотря на не очень большие размеры. Он целиком проникнут духом европейского барокко — иностранные гости замечают огромное сходство с католическими храмами того же периода. Мало того — даже алтарный образ «Тайной вечери» кисти Антропова долгое время приписывали самому… Леонардо да Винчи. Абсолютно по-европейски смотрится и кафедра-амвон слева от главного входа. Его часто называют «императрицыной ложей», но на самом деле Елизавета, учитывая размер тогдашних фижм и кринолинов, вряд ли смогла бы подняться на нее. Для государыни было предназначено место под балдахином с другой стороны храма.

В XIX столетии на западных стенах трансепта появились два исторических полотна — «Выбор веры князем Владимиром» неизвестного автора и «Проповедь апостола Андрея» художника Платона Бориспольца. Они выполнены в манере классицизма и ни в коей мере не нарушают общее буйство роскоши растреллиевско-антроповского интерьера.

Елизавета так и не увидала храм достроенным. В последние годы она уже не выезжала далеко из Петербурга. Храм освятили лишь в 1767-м, но он так и стоял в небрежении, тем более, что штатного причта у него не было, так как храм считался подчиненным придворному ведомству, а Екатерина Киев не особо жаловала, да и к строениям своей предшественницы относилась прохладно. Уже через десяток лет вода из подземного источника нарушила фундамент, здание начало разрушаться, через дыры в крыше просачивался дождь и снег, птицы разбивали стекла и вили всредине церкви гнезда. Так прошло более 30 лет, и удивительно, что церковь за эти десятилетия небрежения вовсе не обвалилась. Все-таки Мичурин знал свое дело.

Перипетии века девятнадцатого

Только к самому концу XVIII века, в 1797 году, был проведен ремонт храма. Он снова стал предметом внимания царских особ — и в 1844 году здесь строят чугунную лестницу на паперть, сохранившуюся до наших дней, а в 1867-м церковь получила царские дары — икону Христа Спасителя, на обратной стороне которой было выгравировано, что это дар Александра ІІ, Евангелие и небольшой ковчег с частичкой мощей самого апостола Андрея.

Но эти реликвии не спасли храм от удара молнии в 1881 году, после чего исказились пропорции центрального купола. Еще одна реставрация в 1900-м году придала церкви прежний вид. В 1915 году после очередных оползней здание церкви снова дало трещины, которые были ликвидированы только после капитального ремонта дренажной системы холма в 1926-м.

В середине XIX столетия большую роль в судьбе храма сыграл церковный писатель, меценат, археолог и просветитель Андрей Муравьев. Он приобрел усадьбу возле Андреевской церкви и начал активную деятельность по исследованию Киевской старины, равно как и борьбу за моральную чистоту окрестностей — на Андреевском спуске тогда был ряд домов терпимости. Такое соседство со святым храмом явно расстраивало и священнослужителей, и Муравьева — и последний добился перевода веселых заведений на, ставшую впоследствии благодаря Куприну, легендарную Ямскую улицу.

П. Борисполец «Проповедь апостола Андрея», 1847 г. Холст. Масло
Фрагмент иконостаса

Муравьев не только за собственные средства оплатил очередную реставрацию храма, не дожидаюсь денег из «центра», но и открыл в стилобате еще один храм — в честь Сергия Радонежского. После своей смерти в 1874 году он был в этой церкви и погребен. Его надгробная плита сохранилась до наших дней. Муравьев стал единственным человеком, погребенным в Андреевской церкви.

Попал храм и в хронику забавных происшествий. 1 апреля 1898 года газета «Киевлянинъ», в шутку сообщила, что колокольня Андреевской церкви рухнула со страшным грохотом, а обломками кирпича завалило весь Андреевский спуск. Шутке поверили, и на руины несуществующей колокольни сбежалась посмотреть добрая половина города во главе с градоначальником. Когда выяснилось, что государственный муж стал жертвой розыгрыша и собственной невнимательности к облику вверенного ему города, скандал попытались замять. Естественно, после этого слух о падении Андреевской колокольни разошелся «по всей Руси великой», став хрестоматийным для истории первоапрельского юмора.

Хранимая гением Растрелли

ХХ век отнесся к Андреевской церкви довольно милостиво. В 1935 году в ней окрыли музей. В 1941-61 гг. в храме проходили богослужения, а затем, в 1968-м, она снова стала музеем. В конце 70-х была проведена комплексная реконструкция храма — толчком послужил факт находки в Вене подлинных чертежей Растрелли. Тогда и придали церкви первоначальный вид, в соответствии с замыслом зодчего.

Ныне в ней проходят богослужения УАПЦ — Украинской автокефальной православной церкви. Она считается кафедральным храмом этой конфессии в столице. Богослужения проходят на украинском языке.

Ныне храм переживает очередную крупную реставрацию. Вокруг него вырублены все деревья, корни которых подрывали фундамент. Однако эта акция привела к усилению оползневых проблем на склоне. Реставрируется и знаменитая обзорная площадка, ограда и стилобат храма, на очереди — лестница, прославленная в фильме «За двумя зайцами». Именно с нее сбросили Голохвастова с подельниками. В память о самом известном киевском женихе почти у самого входа на лестницу в 2001 году был сооружен памятник героям знаменитых пьесы и фильма. Ныне это одно из самых популярных мест для свадебных и туристических фотографий.

Май 2011.