Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-55Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

г. Хотин, крепость 13 - 18 вв., церковь А.Невского 19 в., река Днестр. Черновицкая область.
 
+38 (044) 207-12-55
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
г. Хотин, крепость 13 - 18 вв., церковь А.Невского 19 в., река Днестр. Черновицкая область.
Среда, 16 Июня 2021

Меню

Достопримечательности > Древний город над Иквой

Дубно − город областного подчинения, районный центр Ровенской области. Находится в 40 километрах от областного центра города Ровно и на расстоянии 360 км от столицы Украины − города Киева. Расположен на берегу реки Иква, на перекрестках автомагистралей Тернополь − Брест и Киев − Чоп, при железной дороге Здолбунов − Львов. Город Дубно относится к лесостепной зоне юго-восточной части Ровенской области, климат которой умеренно теплый и влажный. Территория города составляет 2704 гектаров, из которых 874 га застроено. Население города составляет 42 тысячи человек.

Свято-Покровский собор в Дубне
Анатолий МИЗЕРНЫЙ, журналист.
Специально
для «Первого экскурсионного бюро».

Одна из легенд рассказывает: Шел 1577 год. В Дубенской крепости князь Острожский выдавал замуж племянницу Беатку. В замковом дворце шумно. Много гостей. В часовне − последние приготовления к венчанию... Но свадебной церемонии помешали татары, крепким кольцом окружили замок. Приглашенные в отчаянии. Понемногу начали расходиться. Беатка вышла на стену замка и в низине поймы реки Иква действительно увидела татарский лагерь. Зажгла фитиль и выстрелила из пушки. Ядро случайно попало в ханский шатер. Присутствующие гости ожидали резкого оживления неприятеля, но татары для себя увидели в этом досадном происшествии злой знак небес и отступили. Беатка на это добавила: «Теперь можно и под венец». Прошли века, а одну из башен Дубенского замка, которая и поныне возвышается над Иквой, так и называют «Беаткой», или Девич-башней...

Помните у Тараса Шевченко: «Воды немало утекло с Иквы − в синее море...» А сколько тех историй, легенд родилось здесь и с течением времени изменилось, а то и вообще исчезло со скрижалей человеческой памяти. Ведь история старинного Дубна весьма красноречивая и удивительно богата.

Дубно − один из древнейших и интереснейших городов Волыни. Еще с автомагистрали, подъезжая к Дубно, над рекой, утопая в зеленом окружении ивняка, виднеются высокие стены средневековой крепости.

Обломок пушки с изображением герба князя Острожского. Из экспозиции Дубенского краеведческого музея Дубно. Литография Н.Орды. ХІХ век

Икона «Богоматерь с младенцем» (копия),
подаренная князем Константином Острожским Спасскому монастырю в Дубне

О происхождении самого города свидетельствуют легенды, одна из которых рассказывает, что здесь в глубокой древности, среди дубового леса, располагалось село Дубенка, от которого Дубно якобы и получило название. Другой рассказ свидетельствует о том, что имя себе город взял от древнего деревянного замка, который был возведен в городе из дуба. Теперь никто не даст точного ответа. Известно лишь, что люди жили здесь издревле. Об этом свидетельствуют и раскопки, произведенные в 1995 году доктором исторических наук Игорем Свешниковым на территории Дубенского замка.

А первое письменное упоминание о поселении под названием Дубен есть в Ипатьевской летописи за 1100 год, где рассказывается, что на княжеском съезде в Увитичах было решено передать Дубно вместе с Острогом, Чарторыйском и Бусском князю Давиду Игоревичу.

Вид на Дубенский замок через реку Иква
Свято-Іллинский собор, 1907 год
Монастирь кармелиток в Дубне
Костел фарный (главный) имени святого Яна Непомука,
памятник архитектуры 1612 г.
Дубенский форт, памятник архитектуры XV-XVII ст.
Луцкие врата

Город Дубно упоминается также в 1149 году в связи с пребыванием на Волыни князя Юрия Долгорукого. В 1240 году Дубно разрушили и сожгли монголо-татары, после чего оно стало небольшим поселением. После смерти Даниила Галицкого, Луцким уделом, в состав которого входило и Дубно, владел Мстислав Данилович. А на основе грамоты Ягайло от 4 ноября 1386 года Дубно перешло к князю Федору Острожскому.

С июня 1498 года владелец поселения князь Константин Острожский получил от Литовского князя Александра грамоту о предоставлении Дубну статуса города, а в 1507 году король польский Сигизмунд І дарит Дубну магдебургское право и позволяет устраивать еженедельные базары и ежегодные ярмарки.

В начале XVII века Дубно после Люблинской унии был включен в состав Волынского воеводства.

Во время Освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого волна народных восстаний докатилась и до Дубна. Летом 1648 года в Дубне находились отряды Максима Кривоноса. Бурные события конца XVI − первой половины XVII века на территории Дубна и его окрестностей описаны Николаем Гоголем в повести «Тарас Бульба».

В 1772 году, когда Львов отошел к Австрии, в Дубно со Львова был перенесен большой контрактовый ярмарок. Князья Любомирские, которым принадлежало тогда Дубно, во время ярмарок устраивали в своем дворце для приезжих магнатов пышные балы, театральные представления, концерты. На каких-то шесть тысяч местных жителей приходилось 30 тысяч приезжих людей из многих стран Европы.

В 1780 году в городе Дубно жил польский театральный деятель Войцех Богуславский, который здесь поставил несколько пьес.

Указом Екатерины II в 1795 году Дубно был определен уездным городом Подольской губернии, а впоследствии − Волынской губернии. В начале XIX века Дубно превращается в пограничный пункт вблизи российско-австрийской границы.

Во время Первой мировой войны город оказался в зоне боев между русской и австро-венгерской армиями и претерпел значительные разрушения.

После развала Российской империи в феврале 1917 года Дубенщина − в составе УНР. После подписания Рижского договора 18 марта 1921 года Дубенщина входит в состав Польши. Во время немецкой оккупации в 1941-1944 годах на территории Дубна активно разворачивается повстанческое движение против немецких поработителей, а впоследствии и сталинского режима.

Во все исторические времена город Дубно находился на географических и историко-культурных перекрестках, всегда был центром духовной жизни края, сверкал куполами храмов, славился своими монастырями. Не случайно в разные годы судьба привела на Дубенщину Иова Почаевского, Ивана Вышенского, Касияна Саковича, Григория Сковороду, Мелетия Смотрицкого, Демьяна Наливайко, Тараса Шевченко, Лесю Украинку, Ивана Франко, Николая Лысенко, Тадеуша Чацкого, Николая Костомарова, Юзефа Крашевского, Оноре де Бальзака, Ярослава Гашека... Этот список славных имен можно продолжать и продолжать...

Дубно богат и архитектурными памятниками. Бесспорно, самой древней и самой заметной постройкой города является замок князей Острожских. Стены замка были возведены еще в далеком 1492 году, а строительство крепости связано с именами западноевропейских архитекторов, в том числе известного зодчего Доменика Мерлини. На протяжении многих веков Дубенский замок подвергался множественным изменениям и реконструкции. И не меньше вокруг древней крепости рождалось историй, легенд... Скажем, здесь в 1660 году гетман Юрий Хмельницкий взял в осаду войска Станислава Потоцкого. А во время Северной войны в 1705 году в Дубенском замке гостил гетман Украины Иван Мазепа. В 1707 году возле Дубна русские войска Петра I разгромили отряд шведского короля Карла XII. А в 1806 году в Дубне жил выдающийся русский полководец Михаил Кутузов, который был назначен комендантом Дубенской крепости.

Именно на основе Дубенского замка в июне 1993 года постановлением Кабинета Министров Украины создан Государственный историко-культурный заповедник г. Дубно. Он объединил несколько десятков памятников прошлого. Среди них − Луцкие ворота (XVI век), синагога (XVI − XVII век), собственно Дубенский замок (XV − XVIII века), Спасо-Преображенская церковь (XVIII век), костел бернардинцев (XVII век), монастырь кармелиток (XVIII век), Свято-Георгиевская церковь (XVIII век) и др.

В Дубне всегда кипела интересная жизнь, богатая не только историческими фактами. Сам город тоже творил самобытное искусство, присущее географически маленьким, но духовно большим городкам Украины. Возможно, именно подобные центры украинства рождают и питают мощную государственную артерию нашей ментальности. Собственно, такими размышлениями руководствовались и инициаторы рокового фестиваля «Тарас Бульба», который более десяти лет подряд собирает вокруг себя десятки тысяч украинской молодежи. Потому что древнее Дубно и героический Тарас Бульба − понятия неразделимые.

— И это не просто фестиваль, роковая тусовка. Это, прежде всего, художественная акция, направленная на отстаивание нашей национальной идентичности, на распространение всего украинского, и, что самое главное, − на поиск молодых творческих сил, которые понемногу выбираются из ям и подвалов, находят единомышленников, опираются на сильное плечо своих старших товарищей, − говорит один из первых организаторов фестиваля и неизменный член жюри − поэт, композитор и исполнитель Сергей Шишкин.

Фестиваль «Тарас Бульба»

Разные времена за десятилетия своей художественной жизни видел «Тарас Бульба». Были подъемы и разочарования, неопределенность и падения. Но в одном его основатели оказались непоколебимыми − в стремлении к живой украинской музыке, в желании взращивать украинскую национальную идею среди молодежи и поднимать ее мощный дух до мирового уровня. Теперь, учитывая опыт прошлых лет, нынешние тарасо-бульбовцы, не без гордости говорят: на нашей сценической площадке, в тех же стенах Дубенского замка или на многолюдной площади Дубна начинала петь Руслана... Здесь звучала музыка исполнителей из Австрии, Канады, России, Словакии, Германии, Бельгии, Польши, Франции, Молдовы, Беларуси.

Следовательно, − музыкальный фестиваль на богатейшем историческом фоне тоже восстанавливает добрые европейские традиции. Да и сам старинный город от такого художественного оживления только выиграет.

...Ежегодно тысячи туристов, любителей прошлого посещают старинный город над Иквой. Стремятся осмотреть древние стены Дубенского замка, хотят заглянуть в тамошние художественные галереи и музейные залы, желают посмотреть на другие, не менее значимые памятники истории, архитектуры и культуры. Все они жаждут прикоснуться к неисчерпаемому источнику нашей истории, целебному, как сама жизнь.

Январь 2011.