Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-55Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

Дом с химерами, арх.Городецкий, Киев
 
+38 (044) 207-12-55
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
Дом с химерами, арх.Городецкий, Киев
Вторник, 18 Июня 2019

Меню

Достопримечательности > Великие Сиверяне

Александр ШОКАЛО, писатель.
Специально для «Первого экскурсионного бюро».

Сиверщина имеет первоначальное название − Сиверия, происходящее от сакрального наименования строгого и справедливого Духа Солнца и северного Ветра − Сивера, который благословляет и оберегает заботливых хозяев-земледельцев и наказывает лодырей. Отсюда значение названия Сиверия − страна строгих и справедливых людей, и название народа сивер или сиверцы − заботливые хозяева-земледельцы, доблестные и решительные богатыри-рыцари, суровые и справедливые, благородные − настоящие люди.


Центром Приудайской Сиверщины, этого уникального края, является Варва (исторические названия Варин, Вар, что в индоорийских языках означает − поселение на горе, укрепление, крепость, замок, а первоначальное значение − защищенное Солнцем). Вар-Варва − одно из древнейших поселений всей Сиверии. Первое письменное упоминание о Вар-Варин-Варве оставил Владимир Мономах − князь Черниговский (1078-1094) и Великий Киевский (1113-1125) в своем знаменитом «Поучении». В 1086-1087 г. он записал: «А потом с /братом/ Ростиславом же круг /города/ Варина башни /их/ (половцев − А. Ш.) мы приняли». Варин − одним из важных оборонительных пунктов Сиверской земли, и во время монголо-татарского нашествия город был разрушен. Активная жизнь начала возрождаться здесь с XVI века, и «новоселицу», то есть новое поселение, основанное около старого, назвали Варва. Старый Варин был расположен на месте древнего поселения-укрепления Вар, на самой высокой в этой местности горе, которую сегодня в народе называют Холодница или Холодная гора (от холодного северного ветра). Она возвышается на левобережье Удая, на северной окраине нынешней Варвы.

Генетическое и духовное богатство Приудайськой Сиверщины ярко проявилось в людях, которые олицетворяют сиверский казацкий, аристократический духовный тип, созданный на протяжении многовековой культурной истории края.

О. М. Бодянский

Осип Максимович Бодянский − потомок знатного казацко-священнического рода, крупный украинский историк, филолог, фольклорист, этнолог, писатель, переводчик, один из основоположников украинской и русской славистики, известный во всем славянском мире исследователь культур родственных народов. Его литературные псевдонимы: А. Бода-Варвинець, Запорожец Иськив Матиринка, И. Мастак, Е. Радушин, К. Муций Сцевола...

Родился 12 ноября 1808 года в Варве, умер 18 сентября 1877-го в Москве, где и похоронен на территории Новодевичьего монастыря. Окончил Полтавскую духовную семинарию, которая находилась в Переяславе (1831), Московский университет (1834), где и работал профессором с 1842-го по 1868 год.

Ученый создал фундаментальные труды об истории, фольклоре, языках и письменности славянских народов, а в кандидатской диссертации «О мнениях касательно происхождения Руси» (1834) развил позицию «скептической школы» своего выдающегося учителя и земляка профессора Михаила Трофимовича Каченовского (1775-1842), которая отрицала существование древнерусской народности и доказывала тюркское происхождение пришлых военно-кочевых русов, покоривших коренные славянские племена, которые разрушили систему местной родоплеменной государственности и насадили свою колонизаторскую военную власть. О. М. Бодянский показал на богатом материале народного творчества славян их особый духовный и хозяйственный тип − земледельческий и миролюбивый, мужественный и свободолюбивый. Ученый доказывает, что славяне − самое поэтическое в мире этнокультурное сообщество: «Поэзия славян − это поэзия настоящей жизни». Он раскрывает через народную поэзию особенности выявления национальной идеи каждого из славянских народов: «...Эта идея, выражение всех частностей в жизни народа, сцементирована его религией, философией, моралью, обычаями, историей, местностью страны и ее особенностями, верованиями, языком, многочисленными жизненными условиями и т. п., ни в чем так ярко, сильно, чисто, прочно и совершенно не проявляется, как в словесности» («О народной поэзии славянских племен», 1837).

Карта Черниговской области

Дом земской школы в Варве

Первая дамба в Варве
Церковь в Варве

Вид на Варву

Изучая народный язык на основе глубокого усвоения фольклорных источников, в частности народных песен, ученый и педагог выработал собственную методику подготовки славистов: «Я сам научился и других хочу учить славянским наречиям по памяткам, в которых народный язык находится во всей его чистоте, т.е. по народным песням, а потом уже переходить и к книжной речи».

О. М. Бодянский как филолог и мыслитель постиг глубинную духовно-энергетическую сущность родного языка: «Возможно ли любое объединение, общение, взаимности между разными членами разветвленного народа без единения, взаимности и речи − точки соприкосновения для всех и каждого, очага, в котором все рассеянные лучи снова сходятся и загораются одним общим огнем, который с одинаковой скоростью пробегает по жилам и зажигает одинаковой любовью к своему, родному. Язык является искренним беспристрастным отражением народа со всем его имеющимся богатством, или, лучше, − это сам народ, олицетворенный в слове. Какой язык − такой и народ...».

Эту духовную силу родного языка в воспитании, образовании и жизни народа также глубоко обосновал великий украинский педагог, основоположник педагогической науки и народной школы К. Д. Ушинский (1824-1870) в работе «Родное слово» (1861) − одном из самых значительных произведений мировой педагогики, посвященных вопросам воспитательного и образовательного значения родного языка: «Этот необычный педагог − родной язык − не только учит многому, а учит удивительно легко, по какому-то недосягаемому облегченному методу... Язык − самая важная, самая богатая и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое... Когда исчезает народный язык − народа нет более!.. Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. И нет насилия невыносимей, чем когда у народа хотят отобрать наследие, созданное бесчисленными поколениями его отживших предков. Отберите у народа все − и он может все вернуть; и отберите язык − и он больше никогда уже не создаст его; даже новую родину может создать народ, но язык − никогда: вымер язык в устах народа − умер и народ... Так, будучи самой полной и самой верной летописью духовной, многовековой жизни народа, язык в то же время является величайшим народным наставником, который учил народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и дальше учит его до конца народной истории. Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысяч поколений, предшествовавших ему и давно истлевших в родной земле или живших, возможно, не на берегах Рейна и Днепра, а у подножия Гималаев...» К. Д. Ушинский − также коренной казак-сиверец (его мать − из Новгород-Сиверщины, а отец − из Слобожанщины) − родной язык знал в совершенстве, с диалектными особенностями, и где бы он ни бывал, его «душа степная» неслась к родной Украине.

Вспоминая о становлении О. М. Бодянского-ученого, его коллега К. С. Аксаков писал: «Бодянский был одним из самых путёвых студентов, серьезно занимался историей и теперь занимает в области науки всем известное почетное место». Точно охарактеризовал своего учителя ученик О. М. Бодянского А. Кочубинский: «Враг метафизического тумана, Бодянский не принадлежал к славянофилам: не причисляя себя ни к правоверным, ни к диссидентам, он не сторонился ни тех, ни других, но повсюду сохранял свободу своей мысли, самостоятельного суждения... Его круг людей составляли земляки: Гоголь, Шевченко... и пр.». Сердечная дружба связывала Осипа Бодянского с близкими земляками-сиверянами − Николаем Гоголем и Пантелеймоном Кулишом, а также с Тарасом Шевченко. Характерно, что они между собой общались на чужбине исключительно на родном языке. Это об их сердечном земляческом побратимстве писал Т. Шевченко: «Друзья мои, искренние мои! Пишите, подайте голос за бедную, грязную, поруганную чернь! За того презренного бессловесного смерда! П. Кулиш настаивал на необходимости широкого образования народа, на воспитании нового поколения украинских матерей, которые родят новое поколение нации, свободное от рабской покорности и полное достоинства, самоуважения.

Именно стараниями профессора О. М. Бодянского Московский университет стал важным центром украинистики. Работая параллельно в должности секретаря «Императорского Общества истории и древностей российских» при Московском университете и редактора «Чтений» − печатного органа этого общества (эта подвижнический неоплачиваемый труд забирал у ученого слишком много сил и времени), О. Бодянский подготовил и издал сотню уникальных памяток, преимущественно украинской исторической мысли: «Историю Русов», «Летописное повествование о Малой России и ее народе и казаках вообще» Александра Ригельмана, «Летопись Самовидца» и произведения других казацких летописцев, «Источники Малороссийской истории» Дмитрия Бантиша-Каменского, «Диариуш» Николая Ханенко, «Реестр Войска Запорожского 1649 года» и другие бесценные труды и документы, которые заложили основу украинской историографии, а ученому принесли славу великого украинского патриота. В 1847 году О. Бодянский писал М. Максимовичу о намерении издавать на украинском исторические памятки в редактируемых им «Чтениях»: «Я решил во что бы то не стало обнародовать малороссийские летописи; собрал их множество и собираю беспрестанно. Надеюсь… успеть, и за мною никому не угоняться, хоть бы и на украинском коне. Я ведь и сам козак. После летописей примусь и за официальные бумаги, в коих недостатка нет и быть не может…»

Вот как оценил подвижническую издательскую работу Осипа Бодянского Иван Франко: «Сто томов этого издания, изданные под его редакцией, это лучший, действительно величественный памятник его неусыпной деятельности. Что и здесь украинские материалы занимали очень видное место, это известно каждому, кто имел возможность хоть поверхностно пересмотреть «Чтения».

И. Я. Фальковский

С родом Бодянских родственный род Фальковских с близкого к Варве казацкого села Белоцерковцы, что сейчас в Пирятинском районе. В Белоцерковцах родился и вырос Иван Якимович Фальковский (в монашестве − Ириней) (1762-1823) − выдающийся украинский энциклопедист (писатель, историк, философ, композитор, математик, астроном, географ), самый талантливый среди всех известных в Российской империи ученых конца XVIII − начале XIX в. В 1803-1804 гг. И. Фальковский был ректором Киево-Могилянской академии и в течение 21 года преподавал там алгебру, геометрию, смешанную математику − гидравлику, астрономию, архитектуру, оптику, географию, историю, поэзию, немецкий язык, философию, теологию. Создал при Академии студенческое Свободное пиитическое общество (1792). Известный также как реорганизатор монашеской жизни с целью ее целесообразности и полезности для общества. Жизненное кредо духовного подвижника и ученого: «Я всегда с любовью добываю нужные моей дорогой родине знания». 92-томная рукопись − научно-литературное наследие энциклопедиста − распылена по разным хранилищам, значительная часть которой (около 1300 произведений) хранится в Институте рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского и до сих пор неизвестна украинскому обществу.

Георгиевская церковь в Белоцерковцах

Имущество И. Фальковского после смерти (похоронен в Киеве в Михайловском Златоверхом соборе, в приделе св. Варвары; захоронения вместе с собором уничтожили большевики в 1935 г.) досталось в наследство его племянникам Бодянским − Илье Гавриловичу, отцу Павла Бодянского, и Максиму Гавриловичу, отцу Осипа и Федора Бодянских.

Но не имущество Фальковского стало определяющим в жизни наследников Бодянских, а духовное направление этого великого сих пор малоизвестного подвижника украинского дела. Достойно продолжил дело своего деда Осип. Отец потратил все семейные сбережения и одолжил денег, чтобы обеспечить образовательные стремления сына. Осип всю жизнь был сердечно благодарен родителям, которые, как он сам отмечал, дали ему «воспитание не по своему карману».

Г. С. Сковорода

Неподалеку от Варвы, рядом с Белоцерковцами, − Чернухи, бывший сотенный город, где в казацкой семье родился и вырос Григорий Савич Сковорода (1722-1794) − наш великий духовный подвижник, философ-практик и учитель народа. Саму философию мыслитель понимал как мудрость жить в истине и сам жил согласно своему учению. Отсюда сковородинский духовный тип украинца − морально зрелого, последовательного создателя духовных ценностей.

Хата, где родился Григорий Сковорода

Г. Сковорода по праву считается духовным отцом и творцом украинского национального возрождения. Рыцарский идеализм Г. Сковороды в святой борьбе за свободу и за истину − мощный фактор развития современной украинской общественной мысли и мобилизации творческих сил украинского общества для создания национального государства. Согласно учению великого мыслителя, перспективу жизни народа определяет самосознание им своего священного духовного единства, а дух и моральная свобода пробужденной нации − это предпосылка государственного возрождения Украины. Эту идеологическую основу Г. Сковороды развивал О. Бодянский.

Среди 17 студентов Университета Святого Владимира, подписавших письмо от 14 сентября 1859 года к Н. И. Пирогову как попечителю Киевского учебного округа с просьбой об открытии воскресной школы на Подоле, были Феодосий Вороной, Михаил Драгоманов, Иван Сикорский (отец всемирно известного авиаконструктора Игоря Сикорского). Через Феодосия Вороного Тарас Шевченко передал для Подольской школы 50 экземпляров своего «Кобзаря».

Старший сын Феодосия Яковлевича Михаил, занимавшийся агрономией, селекцией, лекарственными травами, вместе с отцом заложил основы сортового садоводства, промышленного выращивания мяты. Стараниями Вороных в Журавке еще в 1885 г. был построен первый в Российской империи завод по переработке лекарственных растений, в частности по производству мятного и облепихового масла. Журавский мятный завод был известен на всю Украину и работал еще 10 лет назад. Благодаря усилиям семьи Вороных Журавка пережила на рубеже XIX-XX вв. своеобразное возрождение, став центром народного образования и высокой культуры хозяйствования и быта. Михайлов сын Андрей Вороной, геолог, открыл и исследовал древнюю археологическую культуру в Приудайской Сиверщине − Журавскую палеолитическую стоянку, возраст которой не менее 12 тыс. лет.

Г. Ф. Вороной

Георгий Феодосьевич Вороной работал профессором Варшавского университета, а по совместительству профессором Варшавского политехнического института и в течение нескольких лет был здесь первым выборным деканом механического факультета. В 1907 году Г. Ф. Вороного избрали членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. За 12 лет самоотверженного творческого труда на «тернистом поле» науки Георгий Феодосьевич Вороной достиг невероятного успеха в исследовании проблем, выходящих за пределы математики и теории чисел в частности, и раскрыл широкие перспективы познания. Г. Вороной остался в истории украинской и мировой науки не только как гениальный ученый, но и как редкого благородства личность. Труды ученого, признанные гениальными еще при его жизни, оказались востребованными и в наше время и сейчас получили распространение во многих актуальных направлениях науки, в частности, в компьютерной графике, геометрическом моделировании, конструировании роботов, распознавании образов, создании искусственного интеллекта, построении географических информационных систем, микробиологии, радиационной физике, физической химии, астрономии, астрофизике, кристаллографии, медицине, археологии, антропологии, картографии и т.д.

Могила Георгия Вороного

Старинный храм в Журавке

Созданные Г. Ф. Вороным понятия и методы оказались в высшей степени плодотворными, о чем свидетельствует широкое применение именных терминов: формула Вороного, диаграмма Вороного, метод Вороного (как например, теорема Пифагора или бином Ньютона).

Сыновья Георгия Вороного − Георгий (Юрий) и Александр сделали выдающийся вклад в развитие украинской медицины: Юрий Вороной работал над проблемой приживления тканей и органов и осуществил первую в мире операцию по пересадке трупной почки больному (1933); Александр Вороной изобрел способ лечения рака (1938), но вскоре его арестовали, по доносу, и он погиб в ссылке. Вся семья Вороных подверглась репрессиям и лишениям.

В Журавке, кроме рода Вороных, укоренен также старинный казацкий род Лукомских, из которого выросли: Степан Васильевич Лукомский (1701-1779) − известный украинский хронист, автор «Исторического собрания» и других трудов, его сын Степан − прилуцкий уездный судья и известный филантроп, их правнук и внук Родион Иванович Лукомский (1801 -?) − Пирятинский межевой судья и Журавский помещик, приятель Тараса Шевченко, которого художник увековечил в известном портрете 1843 г. С Журавской усадьбой Лукомских связана легенда о закопанных там Шевченко рукописях.

Из соседних с Журавкой Богданов происходит знаменитый казацкий род Крыць − прочных и надежных как сталь. А потомки этого рода уже писались «дворяне Крицкие» − из них вышли известные в округе врачи. Из рода Крыць-Крицких Георгий Вороной взял себе в жены Ольгу Митрофановну.

В соседней Антоновке родилась и выросла выдающаяся представительница сковородинского типа украинца нового времени Валерия Михайловна Ничик (1928-2002) − выдающийся ученый в области истории украинской философии, профессор. Работая всю жизнь в Институте философии НАН Украины, В. М. Ничик организовала и возглавила отделение ученых по изучению источников украинской философской, в частности религиозно-идеалистической, мысли, несмотря на гнет коммунистической идеологии и вульгарного материализма.

К востоку от Варвы − Озеряны, где родился и вырос Федор Яковлевич Шолом (1922-1980) − ученый, педагог, известный специалист по древней и средневековой украинской литературе.

Рядом с Озерянами − Мармызовка, где было родовое гнездо Прилуцкого полковника Ивана Стороженко и где имел усадьбу его потомок Николай Ильич Стороженко (1836-1906) − выдающийся историк литературы, профессор кафедры истории всеобщей литературы Московского университета, член-корреспондент Петербургской Академии наук (с 1899). М. Стороженко принадлежал к культурно-исторической школе в литературоведении, известный исследователь истории западноевропейской литературы, в частности творчества Сервантеса, Гете, Шекспира. Он также автор глубоких исследований по истории Украины и работ о жизни и творчестве на основе собственных архивных находок. Много помогал родственникам Шевченко. О Николае Ильиче у земляков осталась добрая память как о справедливом, мудром человеке. Он построил в Мармызовке школу с квартирой для учителя и выделил десятину земли. От Стороженковой усадьбы с 38-комнатным домом и старинным дубовым парком не осталось и следа.

Г. П. Галаган

Усадьба Галаганов и Тростянецкий дендропарк

В Сокиринцах, что севернее Варвы, в родовой старшинской усадьбе Галаганы создали центр украинского культурно-хозяйственного движения. Григорий Павлович Галаган (1819-1888) − основатель знаменитой Коллегии Павла Галагана в Киеве, на содержание которой отдал 11,5 тыс. десятин земли в Полтавской и Черниговской губерниях, издатель журнала «Киевская старина», член Государственного совета Российской империи, подвижник кооперативного движения в Украине, благотворитель. Еще в 1871 году Г. Галаган основал в Сокиринцах ссудно-сберегательное товарищество (народный кооперативный банк), членами которого были сначала бывшие крепостные, а впоследствии имели право вступать все жители волости. «Желая счастья народу», Григорий Павлович несколько раз созывал сокиринских крестьян на совет (вече), сам произвел устав общества, добился утверждения его в Петербурге, затем стал председателем совета общества и долголетним опекуном. Сокиринское общество было мощнейшим банком во всей Полтавской губернии (его собственный паевой капитал составлял на начало ХХ века более 130 тыс рублей), оно просуществовало почти 60 лет, вплоть до большевистской коллективизации. Опыт наших мудрых крестьян показал, что кооперативная организация кредита и сельхозпроизводства − надежная основа для развития аграрной культуры, духовно-интеллектуальной и экономической силы Украины.

В Сокиринцах, в семье потомков немецких колонистов, родился и вырос Георгий Васильевич Пфейфер (1872-1946) − выпускник Прилуцкой мужской гимназии, выдающийся украинский математик, академик Украинской Академии наук (с 1920), директор объединенного Института математики и физики АН УССР (1941-1944), который всю жизнь посвятил научной и преподавательской работе в родном Киевском университете и Киевском политехническом институте. Автор более 250 научных работ, основные из которых посвящены теории дифференциальных уравнений с частными производными. Г. Пфейфер был младшим коллегой Г. Вороного.

С Сокиринцами связана жизнь и творчество Остапа Никитича Вересая (1803-1890) − феноменального украинского кобзаря-лирника, благодаря которому до нас дошли, в записях Пантелеймона Александровича Кулиша, уникальные сокровища исторической памяти наших предков.

П. П. Скоропадский

Рядом с Сокиринцами − едва ли не самый большой в Украине Тростянецкий дендропарк, ландшафтный уникум мирового значения, где собрано более 500 видов и форм деревьев с разных континентов. А заложил его в 1834 году и целую жизнь лелеял Иван Михайлович Скоропадский (1804-1887) − предводитель дворянства Полтавской губернии, организатор школ для подготовки народных учителей (а в 1874 г. в его доме открылась Прилуцкая мужская гимназия), представитель знатного рода, из которого происходят два гетмана: Иван Ильич Скоропадский (1646-1722) и Павел Петрович Скоропадский (1873-1945). Последний гетман Украины Павел Скоропадский приложил большие усилия к возрождению украинской государственности и созданию нового Украинского государства (Второго гетманата) − возвращению к своим национальным корням, восстановлению всего украинского, прежде всего духовной традиции, ибо в духе сила народа, и народный дух творит национальное государство. За семь с половиной месяцев своего гетманства П. Скоропадский создал первый в Украине Кабинет Министров, упорядочил налоговую систему, создал украинскую армию, основал Украинскую академию наук, систему украинских средних школ и высших учебных заведений, систему национального искусства и народной культуры, Украинскую национальную библиотеку и Украинский национальный архив…

Но интриганы и демагоги Винниченко и Петлюра, заангажированные масоно-социалистической идеологией и выполняя волю своих патронов под прикрытием легенды о «спасении Антанты» ради «соборной самостийной Украины от Тисы до Дона», бросили украинский народ на абсурдную, самоубийственную гражданскую бойню до смерти − разрушили основу культурного, хозяйственного, социального и политического развития Украины, уничтожили только что воскресшую государственность и довели страну до управляемого хаоса. А «спасителями» явились масоны-большевики из России − «незаконнорожденные и бандиты» (так у нас говорили старые люди), которые руками таких же ассимилированных уродцев «навели порядок», подорвав генетические и духовные силы украинского народа коллективизацией-«раскулачиванием» и голодоморным геноцидом, окончательно вогнав в кабалу Украину...

А. А. Потебня

К востоку от Сокиринцев, на Роменщине, на хуторе Манив вблизи села Гавриловка (теперь село Гришино) родился потомок известного казацкого рода Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891) − великий украинский языковед, философ, психолог, фольклорист, этнолог, педагог, общественный деятель, профессор Харьковского университета, член-корреспондент Петербургской Академии наук, основоположник психологического направления в славянском языкознании и создатель лингвистической поэтики. Благодаря научному подвижничеству А. Потебни украинская филология стала особенно значимой в славянском мире и вышла на общеевропейский уровень.

С Роменщины происходит и знаменитый казацкий род Полетики, который дал Украине выдающихся культурно-общественных и государственно-политических деятелей: самые известные из них родные братья Иван Андреевич (1726-1783) − врач и ученый, Андрей Андреевич (1741-1798) − общественный деятель; Григорий Андреевич (1725-1784) − писатель, общественно-политический деятель и его сын Василий Григорьевич (1765-1845) − историк и общественный деятель (А. М. Лазаревский считал отца и сына Полетик авторами знаменитой «Истории Русов»), а также их двоюродный брат Григорий Иванович (1735-1798) − дипломат, автор статьи о запорожских казаках, напечатанной в Вене в 1788 году.

Родом из Прилук Яков Андреевич Маркович (1696-1770) − государственный деятель Гетманщины и мемуарист, автор «Ежедневных записей генерального казначея Якова Андреевича Марковича» − фундаментального труда, 10 томов которого он писал в течение 20 лет, неоценимый источник для изучения политической, социально-экономической, культурно-бытовой истории Украины XVIII века. Учился в Киевской академии, был учеником Феофана Прокоповича (1681-1736) − ученого-энциклопедиста, одного из образованнейших людей того времени.

Я. А. Горленко

Густинский монастырь в Прилуках

Спасо-Преображенский собор в Прилуках

Театр Бродского

В Прилуках в славном казацком роду Горленко родился и вырос Яким Андреевич Горленко (в монашестве − святитель Иоасаф) (1705-1754) − выдающийся украинский поэт, деятель и духовный подвижник, святой (канонизирован в 1911 г., нетленные мощи которого хранятся в Белгороде, в Троицком соборе). Я. Горленко по отцовской линии − внук прилуцкого полковника Дмитрия Горленко, а по материнской − внук миргородского полковника, гетмана Левобережной Украины Данила Апостола, дядя классика украинской литературы Г. Ф. Квитки-Основьяненко, который создал описание жизни святителя.

Из этого рода происходит и Василий Григорьевич Горленко (1853-1907) − знаменитый писатель, литературовед, искусствовед, фольклорист, автор многочисленных трудов об украинских писателях, кобзарях и лирниках.

В Прилуках жил и служил протоиереем (настоятелем) Илья Гаврилович Бодянский (1782-1848) − родной дядя О. М. Бодянского, добрый приятель Т. Г. Шевченко. В 1845 г., во время исследовательской работы Т. Шевченко в археографической комиссии, И. Бодянский сопровождал его к полуразрушенному Густынскому монастырю и рассказывал, что этот уникальный памятник казацкого барокко соорудил в 1664 году гетман И. Самойлович. Как писал О. Бодянский в письме к своему отцу, Максиму Гавриловичу, Густынский монастырь расположен «вблизи нашей Борщаговки, гнезда рода Бодянских». Сын И. Г. Бодянского Павел Ильич Бодянский (1809-1869) − редактор газеты «Полтавские губернские новости», член Полтавского губернского статистического комитета, автор историко-краеведческой «памятной книжки Полтавской губернии».

П. П. Белецкий-Носенко

В Прилуках родился и всю жизнь проработал на культурно-образовательной ниве потомок казачьего рода Павел Павлович Белецкий-Носенко (1774-1856) − выдающийся писатель, языковед, педагог, фольклорист, этнолог, переводчик. После выхода в отставку в чине штабс-капитана (служил под командованием А. В. Суворова и награжден за мужество и храбрость золотым крестом и часами с бриллиантами) был подсудком Прилуцкого уездного земского суда, почетным смотрителем Прилуцкой больницы и 37 лет Почетным надзирателем уездных училищ Прилуччины, членом различных научных обществ. В 1803 году Павел Павлович создал в своей усадьбе в пригороде Прилук, на Лапинцях, частный пансион, в котором в течение сорока лет воспитывал и учил детей в возрасте от 7 до 10 лет со всех концов Украины. Его выпускники поражали экзаменаторов в высших учебных заведениях своими знаниями. П. П. Белецкий-Носенко сам преподавал все предметы: иностранные языки, арифметику, геометрию, физику, историю, географию, мифологию, поэзию, риторику, рисование, писал учебники по грамматике, логике, этике, природоведению, труды по экономике, сельскому хозяйству, медицине, археологии. В его пансионе получили образование Н. А. Маркевич и И. М. Скоропадский. В основе педагогической системы Белецкого-Носенко − всестороннее гармоничное развитие ребенка и целенаправленное эстетическое воспитание (в Украине ввел впервые). Отмечался правдивостью и чувством собственного достоинства, не заискивал перед власть имущими и исповедовал принцип: «Не тот богат, кто богат, а тот, кто обходится своими доходами». А свое состояние тратил на развитие образования в родном крае. П. П. Белецкий-Носенко написал немало трудов по украинскому языку, в частности грамматику, за двенадцать лет кропотливого труда создал на основе собственных записей украинских говоров Левобережья, преимущественно Сиверщины, первый большой словарь новорусского языка − «драгоценный подарок всем славянским народам». «Словарь украинского языка» П. Белецкого-Носенко опубликован только в 1966 г. но его рукописью пользовались Владимир Даль и Борис Гринченко, работая над своими словарями. По поводу словаря П. Белецкого-Носенко М. А. Маркевич писал автору, своему учителю: «Ваш труд − великий подвиг, прекрасно выполнена».

Н. А. Маркевич

Николай Андреевич Маркевич (1804-1860) − выдающийся украинский историк, народовед, писатель, композитор, экономист, самостоятельно вел всю хозяйственную статистику Левобережной Украины, написал труды о климате и реках Полтавской губернии. Свою мелодию «Удай», которая вошла в обработанные им для фортепиано «Народные украинские напевы» (1840), посвятил родной Прилуччине. Этого славного гражданина, потомка прилуцкого казацкого рода Маркович, Т. Г. Шевченко уважительно величал кобзарем. М. А. Маркевич создал ценную пятитомную «Историю Малой России», уникальную этнографическую работу «Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян», первый исследовал украинский походный театр (вертеп) на основе изучения «Сокиринского вертепа», хранившегося в художественной коллекции Г. П. Галагана, а также оставил «Записки» с ценными воспоминаниями о Н. В. Гоголе, А. С. Пушкине, Т. Г. Шевченко. Николай Андреевич с детства прожил в родовой усадьбе и похоронен в родном селе Туровка Прилуцкого уезда (теперь Яготинский район Киевской области).

В Туровке в семье священника родился Николай Иванович Михновский (1873-1924) − идеолог государственной независимости Украины, основоположник и первый идеолог украинского национализма, юрист, публицист, общественный и политический деятель. Закончил Прилуцкую мужскую гимназию (1890) и Киевский университет (1895). Н. Михновский сформулировал основные принципы украинского национализма как идеологии, которая объединяет ценности личности и нации, свободу индивида и общества и которая направлена на утверждение украинской культурной самобытности и обретения государственной независимости.

В Прилуцкой мужской гимназии, которую окончил в 1885 г. Георгий Вороной, начинали свое образование братья Масловы: Сергей Иванович (1880-1957) − литературовед и педагог, член-корреспондент АН УССР, Василий Иванович (1884-1959) − литературовед, искусствовед, педагог, краевед, организатор Прилуцкого окружного музея, где он сохранил уникальную художественную коллекцию Г. П. Галагана с Сокиринского дворца; братья Ревуцкие: Дмитрий Николаевич (1881-1941) − фольклорист и музыковед, Лев Николаевич (1889-1977) − композитор и педагог, академик АН УССР; Николай Федорович Яковченко (1900-1974) − народный артист УССР...

Всех славных людей Приудайской Сиверщины трудно даже перечислить ...Их духовно-интеллектуальная энергия питается из глубин культурной традиции Сиверии. По крайней мере шесть выдающихся наших земляков стали всемирно известными духовными подвижниками и учеными: Григорий Сковорода, Яким Горленко, Иван Фальковский, Осип Бодянский, Александр Потебня и Георгий Вороной, а один, гетман Павел Скоропадский, стал творцом Второй Гетманщины − Украинского национального государства начала ХХ века.

Декабрь 2008.