Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-44Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

Национальный историко-мемориальний заповедник «Поле Берестецкой битвы» (село Пляшева Радзивилловского района Ровенской области).
 
+38 (044) 207-12-44
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
Национальный  историко-мемориальний заповедник «Поле Берестецкой битвы» (село Пляшева Радзивилловского района Ровенской области).
Понедельник, 01 Мая 2017

Музеи Киева > Музей пожарного дела

     
     

Адрес: ул. Малиновского, 6
Телефон: 418-35-02
Время работы: 10.00 - 15.00
Выходные дни: пятница, суббота, воскресенье

Самая большая пожарная часть в Европе находится в Киеве. Музей пожарного дела позволит вам познакомиться с историей и современностью одной из самых отважных профессий. Мы увидим первый пожарный автомобиль, узнаем, как развивалась техника пожаротушения за более чем столетний период.  

Многие из нас мечтали стать пожарными. Мы знали, что это опасно, но хотели. Спасти кого-нибудь, начиная с котенка и заканчивая бабушкой, и гордо пройтись потом в парадной форме. Профессия опасная, тяжелая, мужественная и по-своему романтичная.

На киевской Оболони нас ждет музей, в котором мы увидим историю борьбы с огнем за последнее столетие. Мы не откажем себе в удовольствии сесть за руль автомобиля 1930-х годов и пощупать, ощутить, сравнить. А что уже говорить о детях? Для них мир пожарной техники открывает свои секреты. После исторической части экскурсии мы окажемся в манеже, где тренируются современные огнеборцы, увидим знаменитые трубы, по которым пожарные спускаются по сигналу тревоги. Кто знает – может быть, эта необходимая профессия побудит кого-то из юных экскурсантов посвятить себя нелегкому занятию? А их взрослым родителям будет познавательно проникнуть в мир и жизнь еще одной профессиональной касты – пожарных, о которых мы знаем лишь из фильмов и книг.


Заведующий музеем пожарной техники
Николай КИСИЛЬ:

«У НАС В МУЗЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ
ПОЧТИ ВСЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ»

25-я пожарная часть на Киевской Оболони на момент своего строительства была самой большой по площади в Европе. Было это в 1970-х годах, когда на некогда пустынных заливных лугах Оболони, недалеко от озер, отмечающих русло былой легендарной речки Почайны, возводился огромный жилмассив. Его пожарная часть стала одной из самых передовых по оснащению. С тех пор, по прошествии более трех десятилетий, «чемпионский» титул на европейском уровне, быть может, и утрачен, но в Украине она остается самой большой. Но самое главное – при ней с 2004 года существует музей пожарной техники.

В Украине есть еще небольшой музей во Львове – и все. А ведь история техники, равно как и история чрезвычайных происшествий – одна из тех тематик, которые неизменно интересуют туристов. В киевском музее история пожарного дела в городе представлена досконально. А популярность музею, особенно у детворы и школьников, обеспечивает его «интерактивность» − в кабинах пожарных автомобилей можно посидеть, покрутить руль и представить себя спасителем от огня, представителем мужественной касты пожарных.

Мы беседуем с заведующим музеем – Николаем Васильевичем КИСИЛЕМ – по ходу экскурсии. Экспонаты музея действительно достойны внимания, равно как и иллюстрация рабочих будней действующей пожарной части. Ведь оканчивается экскурсия в гараже, где на дежурстве стоит готовая в любой момент к выезду пожарная техника.

— Когда читаешь историю, создается впечатление, что Киев горел чуть ли не каждое десятилетие. Тот же деревянный Подол регулярно выгорал вплоть до начала XIX века, пока, наконец, не стал каменным – как раз после опустошительного пожара 1811 года…

— На самом деле, зачастую пожары были сильными, но локальными. Так, например, несколько раз горела Киево-Печерская лавра, но огонь не распространялся на остальной город. Пожар 1811 года был тоже, по сути, локальным. Правда, на Подоле тогда жила большая часть населения, и потому масштаб и последствия пожара были сравнимы с таким же московским бедствием годом позже. Только у нас в Киеве пожар произошел не в условиях военной оккупации, а в мирное время. Есть версия, что это был поджог – согласно следственной комиссии, огонь вспыхнул в нескольких местах сразу на большой площади.

А вообще, за свою историю Киев перенес около двадцати пожаров, когда действительно выгорал весь город. Большая часть из них была связана, все-таки, с вражескими нашествиями или разорением в ходе княжеских междоусобиц. Самыми опустошительными считаются пожары 1240 года, когда Киев взяли татаро-монголы, 1482-го, когда его сожгли крымские татары, и 1681 года – нападение на город в результате гражданских войн казацких предводителей, вступивших в союз с теми же татарами. Ну и конечно, подольский пожар 1811 года. История пожаров в Киеве – это и история борьбы с ними. У нас одной из первых среди городов Российской империи появилась пожарная команда и соответствующая тому времени техника.

— И когда это случилось?

— Осенью 1784 года по инициативе генерал-губернатора Петра Румянцева-Задунайского, на деньги, собранные с городских ремесленных цехов, были приобретено три пожарные трубы, 39 бочек и 47 багров. Это первый в Украине известный случай централизованной закупки пожарной техники. После 1811 года внимание к этой проблеме еще более усилилось. В 1827 г. появились первые пожарные части в городе. Тогда они были подчинены полиции, и выполняли также иные работы – например, отлавливали бродячих собак, привозили жителям воду из реки. В том году впервые были куплены 36 коней для перевоза пожарного оборудования. На тот монет, правда, оборудование это оставалось еще «румянцевским» – обычные бочки и багры. Так что борьба с огнем сводилась к его локализации – нужно было не дать загореться соседним строениям.

К 1831 году в Киеве было уже три пожарные части, располагавшие 50 конями. В 1841 открывается Старокиевская, или Центральная, пожарная часть – в здании бывших Присутственных мест, которое сохранилось до сих пор. Над зданием была возведена самая высокая в городе каланча. Пожарная часть там находится и ныне.

— Первое пожарное оборудование представить несложно – наверняка это была обычная большая бочка…

— У нас в музее представлены почти все периоды развития пожарной техники. Обозов 200-летней давности, конечно, нет. Но наши первые экспонаты – три пожарных воза, которые можно видеть в музее – ничем не отличаются от своих предшественников. Они «приехали» к нам из Киевской области, где долгое время стояли бесхозными. Мы их отремонтировали – и теперь показываем, на чем ездили и возили реманент борцы с огнем тех далеких десятилетий. На пожар тогда выезжали три воза, именуемых линейками. Первый воз назывался «багровый ход» (ударение – на первом слоге). На нем ехало обычно семь пожарных – три с каждой стороны и один сзади, плюс кучер. На нем же везли мелкие пожарные инструменты – багры, ломы, крючья. Пожарные того времени уже были одеты в специальные штаны и куртки из очень прочной ткани. Что интересно, форма одежды осталась с тех лет почти неизменной. Разве что ткань сейчас другая. Каски в то время были из латуни и меди, тогда как современные делают из пластмассы.

Второй воз – т. н. «трубный ход» – вез ручную пожарную трубу. Первые пожарные рукава шились из кусков обычной одежды, отсюда и их название. На третьем возу – «бочечном ходу» – везли, понятное дело, бочки с водой и насос. Насос обычно качали четыре человека, и занятие это было утомительное: взрослые здоровые мужчины могли качать только 5-10 минут, потом уставали. Так что для качания воды очень часто привлекали уличных зевак, толпившихся вокруг горящего здания. Даром, что ли развлекаются, смотря на чужие потуги – пусть поработают!

— Когда пожарная техника в Киеве начала приобретать более современный вид? То есть, когда началась «машинная эра»?

— Все происходило постепенно. В 1888 году появилась первая передвижная лестница. В 1892 году на вооружении киевских пожарных уже были 4 линейки, 4 трубы и 24 бочки. Первая «революция» произошла, когда появился паровой насос. Он у нас в экспозиции представлен. Такой агрегат стоил 14 тысяч золотых рублей. Разогревать его нужно было 20 минут. Так что за год его использовали в деле один-два раза – в случае самых сильных пожаров, или если горел какой-то важный объект. Первый водопровод с пожарными кранами в Киеве появился только в 1907 году.

Паровой насос был еще на конной тяге, но эксплуатировался достаточно долго – вплоть до 1920-х годов, когда автомобили окончательно вытеснили коней.

С лошадьми, между прочими, была отдельная история. Каждая часть имела коней своей масти. Так, Дворцовая, на Печерске, выезжала на гнедых, Лыбедская – на вороных, Старокиевская – коричневых, Подольская – на бело-серых. Характерно, что городская Дума отпускала ежегодные суммы на содержание и покупку коней соответствующей масти, но экономила средства на собственно пожарном оборудовании. То есть, на «поддержание фасона» деньги находились, а на реальное материальное обеспечение пожарных частей – нет.

Возвращаясь к вопросу о «машинной эре». Первые автомобили появились в 1913 году. Кузов крепился на шасси от первых «Мерседесов». Трудно сейчас сказать, был ли этот автомобиль в Киеве в единственном числе. Некоторые историки считают, что их было закуплено три. Машина эта выезжала «на дело» до середины 1924 года, когда в СССР началось массовое производство автоцистерн и автонасосов на основе автомобиля ЗИС-5.

— В предвоенные десятилетия пожарные части Киева были уже полностью «машинизированы»?

— В 1928 году в Киеве было девять пожарных частей, обладавших 13-ю автомобилями. Первый советский пожарный автомобиль появился в 1927 г., он был поставлен на шасси «Фиат», затем – на шасси «Паккард». Позже стали выпускаться автомобили на шасси АМО-Ф-15. На таких автомобилях были насосы производительностью 1200 л в минуту и 350-литровые баки. К концу 1927 г. было выпущено уже 400 таких автомобилей.

У нас в музее представлены образцы ЗИСов, впервые появившиеся в Киевском пожарном гарнизоне в 1936 году. В этом автомобиле пожарный расчет еще сидел снаружи, на внешних сидениях – в остекленной кабине находились только командир расчета и водитель. Особенно опасно для здоровья пожарных было выезжать на тушение зимой – вода на их одежде замерзала, что вызывало простуду и иные болезни. Только в модели 1940 года, также представленной в нашем музее, пожарный расчет уже полностью пребывал внутри кабины. Сам насос располагался на переднем бампере, перед решеткой радиатора. Эта конструкция была заимствована из южных штатов США, где климат – теплый. У нас же при такой конструкции вода в насосе замерзала.

— Как пожарная охрана пережила эпоху оккупации? Достаточно вспомнить грандиозный пожар, уничтоживший Крещатик и окрестности осенью 1941 года.

— Во время битвы за Киев в городе регулярно вспыхивали пожары – от авианалетов и артобстрелов. С ними удавалось справиться. А вот пожар на Крещатике, уже во время оккупации, как известно, локализовать практически не удалось, потому и выгорело такое количество кварталов. Шланг, который немцы тянули от Днепра, оказался перерезан. Затем в городе часто совершались диверсии – что-то регулярно горело и взрывалось. Уходя из города в 1943-м, оккупанты планировали угнать пожарную технику, но это им не удалось. После освобождения города киевскую пожарную часть начали снабжать новой на тот момент техникой. Приходили и трофейные машины. Уже в 1945 году в Киеве было 25 основных пожарных машин, 16 транспортных, две легковые и три катера береговой пожарной службы. У нас в строю до сих пор есть катер 1949 года – он пережил несколько крупных ремонтов, и последний – совсем недавно. Наш «старичок» честно несет службу вот уже шесть десятков лет.

— Вижу, у вас есть в экспозиции и ЗИС послевоенной поры. Я помню, такие можно было видеть на вооружении пожарных еще в начале 1980-х…

— Да, это ЗИС-150. Он появился в середине 1950-х годов, и прослужили такие машины примерно три десятилетия. Хотя вряд ли вы видели именно подобную машину. Дело в том, что экземпляр, хранящийся в нашем музее, – особенный. На весь СССР таких машин было всего две. Это так называемый АРП-2 − перевозчик пожарных рукавов. В машине их могло уместиться до ста штук. Рукава находились в специальных кассетах-держателях, и сразу же по прибытии на пожар выгружались с помощью специального механизма, позволяя быстро наращивать общую длину шланга почти до километра, что особенно важно в тех случаях, когда поблизости не было гидранта или пожарного водоема.

И последний наш образец техники – автолестница на шасси ГАЗ-51. Она достигает 17 метров. Лестницы такой высоты могут быть полезны сейчас только в городах и районах, где нет высотной застройки. Экземпляр из нашего музея раньше служил в Виннице, но после того, как подъем лестницы стал недостаточным, был отправлен «на покой».

— Каково пожарное оснащение Киевского гарнизона в настоящий момент?

— Суммарно во всех пожарных частях насчитывается 252 транспортных средства. Из них – 94 автоцистерны, 16 автолестниц, 5 автоподъемников. Нынешние лестницы выпускаются на длину 30, 50 и 90 метров − с учетом высотности строящихся зданий. 90-метровые лестницы могут достигать приблизительно 27-28 этажа.

— Вообще, трудно ли было собирать экспонаты для музея? Много ли пришлось чинить, восстанавливать?

— Послевоенные машины было найти, конечно же, легче. Гораздо сложнее – с предвоенными экземплярами. Пригодных к реставрации практически уже не осталось. Удивительно, что нам все-таки удалось насобирать образцы со всей Украины. Многое осталось у нас после парада пожарной техники в 1999 году. Можно создавать машины с нуля по старым чертежам, но это затратное удовольствие. Все же мы не теряем надежд найти необычные экземпляры автотехники – вдруг они где-нибудь в провинции чудом сохранились, хотя и в латаном, переделанном виде.

— Насколько я знаю, экскурсия включает не только посещение музея, но и зала для тренировок, и гаража боевого расчета.

— Без того, чтобы показать будни нынешних пожарных, наш рассказ был бы неполным. В нашем зале тренировки проходят практически каждый день. Во время экскурсии в гараж мы показываем современные образцы пожарных автомобилей разного класса, одежду, каски, оборудование. То есть, происходит «погружение» в нелегкую работу современного пожарного расчета. Всего в Киеве, к слову, 32 пожарные части. Есть совсем небольшие, как в Пуще-Водице. А наша, 25-я, на Оболони, по-прежнему остается самой крупной в Европе. Она ведет свой отсчет с 1910 года, когда местные землевладельцы организовали добровольную пожарную дружину. С 1941 года здешняя пожарная команда уже считалась городской. Нынешний комплекс зданий введен в строй в 1979 году.

Известна наша часть и тем, что является центральной спортивной базой для всех пожарных частей столицы. На ее территории размещены летный и зимний спортивные комплексы, где проводится боевая и физическая подготовка личного состава Киевского гарнизона пожарной охраны. На базе нашего комплекса проводятся соревнования, тренировки по пожарно-прикладному спорту сборных команд Киева, Украины, добровольных пожарных дружин, юных пожарных Оболонского и других районов Киева, соревнования международного уровня.

Самые частые наши посетители − школьники. На наших экскурсиях мы учим молодое поколение быть бережным с огнем, петардами, фейерверками и вообще источниками повышенной опасности, рассказываем им о нелегком труде пожарных, которые оберегают наше спокойствие и всегда готовы прийти на помощь.

Инесса БЛЮМ, журналист.

Медиа-центр «Первого экскурсионного бюро».

Декабрь 2010.



Национальный историко-культурный заповедник «София Киевская» Национальный историко-культурный заповедник «София Киевская»

Киево-Печерский историко-культурный заповедник Киево-Печерский историко-культурный заповедник

 Музей исторических драгоценностей Музей исторических драгоценностей

Музей микроминиатюр Николая Сядристого Музей микроминиатюр Николая Сядристого

Национальный музей истории Украины Национальный музей истории Украины

Киевский музей русского искусства Киевский музей русского искусства

Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (Киевский музей Западного и Восточного искусства) Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (Киевский музей Западного и Восточного искусства)

«Шоколадный домик» (филиал Киевского музея русского искусства) «Шоколадный домик» (филиал Киевского музея русского искусства)

Национальный художественный музей Украины Национальный художественный музей Украины

Музей народной архитектуры и быта (Пирогово) Музей народной архитектуры и быта (Пирогово)

Мемориальный комплекс «Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг.» Мемориальный комплекс «Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг.»

Национальный музей «Чернобыль»  Национальный музей «Чернобыль»

Национальный музей литературы Украины Национальный музей литературы Украины

Mузей книги и книгопечатания Украины Mузей книги и книгопечатания Украины

Национальный музей украинского народного декоративного искусства Национальный музей украинского народного декоративного искусства

Государственный музей театрального, музыкального и киноискусства Украины Государственный музей театрального, музыкального и киноискусства Украины

Музей голограмм Музей голограмм

Музей «Золотые Ворота» Музей «Золотые Ворота»

Музей «Андреевская церковь» Музей «Андреевская церковь»

Музей «Кирилловская церковь – памятник архитектуры XII века» Музей «Кирилловская церковь – памятник архитектуры XII века»

Национальный научно-природоведческий музей Национальный научно-природоведческий музей

Музей ФК «Динамо» Музей ФК «Динамо»

Киевский мемориальный дом-музей Михаила Булгакова Киевский мемориальный дом-музей Михаила Булгакова

Музей одной улицы Музей одной улицы

Аптека-музей Аптека-музей

Международный музей украинской вышивки Международный музей украинской вышивки

Музей истории Михайловского монастыря Музей истории Михайловского монастыря

Историко-архитектурный памятник-музей «Киевская крепость» Историко-архитектурный памятник-музей «Киевская крепость»

Мемориальный музей академика медицины Н. Стражеско Мемориальный музей академика медицины Н. Стражеско

Национальный музей медицины Украины Национальный музей медицины Украины

Музей Украинской Народной Республики (УНР) Музей Украинской Народной Республики (УНР)

Национальный музей \ Национальный музей "Мемориал памяти жертв голодоморов в Украине"

Музей советской оккупации Музей советской оккупации

Музей культурного наследия Музей культурного наследия

Кабинет-музей Вячеслава Черновола Кабинет-музей Вячеслава Черновола

Государственный историко-мемориальный заповедник «Быковнянские могилы» Государственный историко-мемориальный заповедник «Быковнянские могилы»

Музей Шолом-Алейхема Музей Шолом-Алейхема

Мемориальный музей Валерия Лобановского Мемориальный музей Валерия Лобановского

Центральный музей Вооруженных сил Украины Центральный музей Вооруженных сил Украины

Центральный музей Государственной пограничной службы Украины Центральный музей Государственной пограничной службы Украины

Украинский центр народной культуры «Музей Ивана Гончара» Украинский центр народной культуры «Музей Ивана Гончара»

«Мамаева Слобода» - казацкий уголок в Киеве «Мамаева Слобода» - казацкий уголок в Киеве

Музей гетманства Музей гетманства

Музей авиации Музей авиации

Музей воды (водно-информационный центр) Музей воды (водно-информационный центр)

Музей пожарного дела Музей пожарного дела

Национальный музей Т. Г. Шевченко Национальный музей Т. Г. Шевченко

Центральный государственный архив-музей литературы и искусства Украины Центральный государственный архив-музей литературы и искусства Украины

Педагогический музей Украины Педагогический музей Украины

Политехнический музей КПИ Политехнический музей КПИ

Историко-мемориальный музей Михаила Грушевского Историко-мемориальный музей Михаила Грушевского

Литературно-мемориальный дом-музей Т. Шевченко в Киеве Литературно-мемориальный дом-музей Т. Шевченко в Киеве

Литературно-мемориальный дом-музей Т. Шевченка «Хата на Приорке» Литературно-мемориальный дом-музей Т. Шевченка «Хата на Приорке»

Киевский музей А. С. Пушкина Киевский музей А. С. Пушкина

Киевский литературно-меморальный музей Максима Рыльского Киевский литературно-меморальный музей Максима Рыльского

Музей выдающихся деятелей украинской культуры - Леси Украинки, Михаила Старицкого, Николая  Лысенка, Панаса Саксаганского Музей выдающихся деятелей украинской культуры - Леси Украинки, Михаила Старицкого, Николая Лысенка, Панаса Саксаганского

Киевский литературно-мемориальный музей-квартира П.Тычины Киевский литературно-мемориальный музей-квартира П.Тычины

Литературно-мемориальный музей-квартира Н. Бажана Литературно-мемориальный музей-квартира Н. Бажана

Дом-музей Марии Заньковецкой Дом-музей Марии Заньковецкой

Музей мастерская Ивана Кавалеридзе Музей мастерская Ивана Кавалеридзе

Музей-квартира композитора В. Косенко Музей-квартира композитора В. Косенко

Музей поэта Дмитрия Луценко Музей поэта Дмитрия Луценко

Музей хлеба Музей хлеба

Музей главной астрономической обсерватории Украины Музей главной астрономической обсерватории Украины

Музей Киевской обсерватории Музей Киевской обсерватории

Музей игрушки Музей игрушки

Музей почты Музей почты

Музей телевидения Музей телевидения

Музей циркового искусства Музей циркового искусства

Музей Магдебургского права (Музей истории киевского самоуправления) Музей Магдебургского права (Музей истории киевского самоуправления)

Музей подарков Киевской мэрии Музей подарков Киевской мэрии

Музей пчеловодства Музей пчеловодства

Музей истории киевской благотворительности (домик Петра Первого) Музей истории киевской благотворительности (домик Петра Первого)

Музей истории Святошинского района Музей истории Святошинского района

Государственный историко-мемориальный заповедник \ Государственный историко-мемориальный заповедник "Лукьяновское кладбище"

Музей восковых фигур Музей восковых фигур

Музей истории туалета Музей истории туалета

Музей истории канализации г.Киева Музей истории канализации г.Киева

Музей вторсырья Музей вторсырья

Музей киевского метрополитена Музей киевского метрополитена

Музей украинской иконы \ Музей украинской иконы "Духовные сокровища Украины"

Музей современного искусства Музей современного искусства

Культурно-художественный и музейный комплекс \ Культурно-художественный и музейный комплекс "Мистецкий Арсенал"

Центр современного искусства «Пинчук Арт Центр» Центр современного искусства «Пинчук Арт Центр»

Музей спортивной славы Украины Музей спортивной славы Украины

Археологический музей Археологический музей

Музей истории Михайловского монастыря Музей истории Михайловского монастыря