Адрес: 04071 Украина, Киев, Подол, ул. Щекавицкая, 30/39, оф. 4 E-mail: info@primetour.uaТел. +38 (044) 207-12-55Лицензия туроператора АГ №580812Карта сайта

Тоня на Днепре. Фрагмент. Сергеев Н.А. 1889.
 
+38 (044) 207-12-55
+38 (096) 940-00-00
+38 (099) 550-00-00

Мы поддерживаем
реформы в Украине
и работаем
исключительно через
расчетный счет!
Тоня на Днепре. Фрагмент. Сергеев Н.А. 1889.
Вторник, 17 Мая 2022

Меню

Новости культуры > В Софии Киевской раскрыли 800-летнюю фреску

Реставраторы «Софии Киевской» снимают в соборе одну фреску, чтобы явить миру другую, которую последний раз могли видеть около 800 лет назад. О том, что фреска в северной галере собора состоит из двух слоев, и на каждом есть изображение, выяснилось случайно.

В 1950-х годах со стены отвалился кусок штукатурки, под ним оказалась другая роспись, которая датируется, как и все самое ценное в соборе, XI веком. Факт зафиксировали, но вплотную не занимались – не было финансирования. Только на днях начались работы по ее восстановлению.

Можно предположить, что «двойная» фреска появилась так. В XI в., когда был построен новый собор, под окном в галерее нанесли роспись. А в XII–XIII вв. древние монахи по непонятным причинам это окно заложили кирпичами и нанесли новую фреску в виде трех фигур святых в полный рост по всему образовавшемуся пространству.

Экскурсии по Киеву от Первого экскурсионного бюро Тысячелетняя София и Древний Киев

«Точно известно, что вторую фреску нанесли в XII-XIII вв., так как ученые обнаружили надпись-граффити и расшифровали дату на ней, – рассказывает главный художник-реставратор заповедника «София Киевская» Анатолий Остапчук. – Надеемся, что произошло это не из-за того, что первая была повреждена. Это, кстати, единственное такое место, так как в остальных галереях окна оставили как есть».

Да, вряд ли древние мастера, покрывая слоем штукатурки относительно «молодую» – всего-то 100–150 лет – роспись, предполагали, что это поможет сохранить ее яркие краски через века. Тем более что та, которая поверху, сохранилась не очень хорошо.

Сейчас изображение закрыто двойными слоями марли и специальной бумаги, чтобы закрепить его и уберечь при демонтаже.

«Мы попробуем ее снять и экспонировать на противоположной стене, – продолжает Анатолий Остапчук. – На фреске сделали разрезы на 10 больших кусков. Потом их укрепим, чтобы не развалились, и осторожно отделим от стены. А дальше смонтируем на три больших щита. Нижнее изображение при этом пострадать не должно. Подобная технология уже использовалась в церкви Спаса на Берестове, чтобы открыть фреску XII в.»

Окно тоже хотят освободить от кирпичей и плиток, которыми его заложили. Его тысячелетняя давность тоже, оказывается, – большая редкость: подобные сохранились только на территории бывшей Византии, в Стамбуле. С противоположной стороны кирпичи уже разобрали. За ними оказалась деревянная рама с толстенными, сантиметров по 10, перекладинами тех времен.

Что за дерево, исследований еще не проводили, но уже видно, что сохранилась она превосходно. Уцелел даже кусок стекла – выпуклого, изумрудно-зеленого цвета. Тогда процесс производства листового прямого и тонкого стекла еще не был известен.

Закончить работы планируется через несколько месяцев.

По сообщению «Газеты по-киевски»