![]() |
![]() |
![]() |
Девочка в красном головном уборе, |
Фасад Музея, |
Мама идет, |
Адрес: г. Киев, ул. Грушевского, 6.
Телефон: +38 (044) 228-64-29.
Время работы: ежедневно, но с разным временем работы: среда, четверг, воскресенье - 11:00-17:00; пятница - 12:00-19:00; суббота - 11:00-18:00
Национальный художественный музей Украины начал свою историю в 1899 году (тогда он имел название "Киевский художественно-промышленный и научный музей императора Николая Александровича".
Коллекция Национального художественного музея Украины - наиболее широкое и полное собрание отечественного изобразительного искусства в мире. В экспозиции музея представлены шедевры украинской живописи, скульптуры и графики полутора тысяч лет – начиная от времен Киевской Руси и до современности. В нем представлены работы всех мастеров, которые имели отношение к Украине. Здесь имеются образцы декоративно-живописного искусства, иконы и старинные «парсуны»-портреты, произведения Т.Шевченко, Н.Пимоненко, Г.Нарбута, А.Мурашко, В.Кричевского...
В музее хранится одна из лучших в Украине коллекция иконописи, которая открывается раритетом ХІІ в. - полихромным деревянным рельефом «Святой Георгий с житием», сочетающим византийские и романские мотивы. Средневековье в экспозиции представлено классическими образцами иконописи ХІV-ХVІ столетия из Западной Украины.
Чрезвычайно ценной также является коллекция украинского искусства эпохи барокко – картины, иконы, коллекция полихромной скульптуры, старопечатных книг.
Особым собранием является коллекция украинского авангарда ХХ века – произведения знаменитого сценографа А. Петрицкого, конструктивиста В. Ермилова, футуриста О. Богомазова. Экспозиция представляет украинское направление в творчестве таких признанных мастеров авангарда, как А.Экстер, А.Архипенко, Д.Бурлюк.
Музейная коллекция более поздних десятилетий, до 1990-х годов включительно, отображает разнообразие направлений и течений: от соцреализма до постмодернизма. В числе представленых здесь мастеров - О.Шовкуненко, М.Глущенко, С.Шишко, Т.Яблонская и многие другие.
Заместитель генерального директора
Марина Скирда,
заместитель генерального директора
Национального художественного музея Украины
Национального художественного музея Украины
Марина СКИРДА:
«ИСКУССТВО ДОЛЖНО ВЫЗЫВАТЬ
В ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШАХ
ЧУВСТВО СОПРИЧАСТНОСТИ
К СВОИМ СОКРОВИЩАМ»
О себе она говорит: «Я – из семьи искусствоведа и художника, все мои ближайшие родственники также происходят из этой среды. Поэтому можно сказать, что родилась я в Художественном институте. И когда в первом классе все дети писали сочинение на тему «Кем ты хочешь быть?», То я предпочла стать не космонавтом, не врачом, не учительницей, а именно искусствоведом».
А уж когда она, Марина Скирда, закончила тот же Художественный институт, в котором «родилась» (теперь это Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры), то сразу же была уверенна и в следующем шаге: она будет работать непременно в музее, а еще конкретнее – на ниве музейного просвещения. С тех пор пройдет немало лет, но до сих пор ее, сейчас уже заместителя генерального директора Национального художественного музея Украины Марину Юрьевну СКИРДУ, не оставляет это, еще из собственного детства, любопытство: зачем люди приходят в музей? Что они хотят от музея? И как создать ту среду, в которой люди чувствуют себя в музее адекватно, комфортно?
|
— Марина Юрьевна, но действительно: зачем люди приходят в музей?
— Можно ответить просто: не только для того, чтобы послушать то умное и увидеть то интересное, но и – главное! – чтобы почувствовать и пережить что-то важное для себя, стать ближе к художественным произведениям, почувствовать собственную причастность к ним.
А можно и окунуться глубже в ваш вопрос... Мне, например, приходит в голову такой факт. Лет 10 назад авторитетные бизнесмены Европы собрались на свой конгресс, чтобы обсудить... «музейный вопрос». Они, «сухие прагматики», спросили себя: какое место занимает в социуме музей? И с чисто прагматических соображений сошлись во мнении: надо всячески поддерживать музеи, помогать им материально.
Почему? Потому что, утверждали бизнесмены, традиционное образование в Европе, какое бы прекрасное оно ни было, все же «выдает» человека старой формации, специалиста «вчерашнего» естества и мышления. Но для того, чтобы произошел качественный скачок общества в своем развитии, нужен качественно новый человек, нужны новые Эйнштейны и Пифагоры. Если бы у социума появилось свежее, нестандартное мышление, чтобы наука, бизнес, технический прогресс в целом продвигались вперед, то общее, базовое образование общества должно расширить свои гуманитарные коридоры. И именно искусство выступает здесь на передний план.
— Марина Юрьевна, вы почти дословно повторили мнение Папы Римского Бенедикта XVI, который недавно отметил: «Прогрессу, для того, чтобы быть действительно прогрессом, требуется моральный рост человечества».
— Возможно, наше общество еще не поняло этого до конца, а сегодняшний отечественный бизнес еще не дорос до европейского уровня осознания роли и места искусства в экономических успехах, однако подвижнические поступки наших древних и не очень предков не раз доказывали, что именно с их помощью украинское общество двигалось к своему «нравственному росту», к успеху. Об этом свидетельствует и история Национального художественного музея Украины.
— Что, кого именно имеете в виду?
|
— Заслуживает внимания уже хотя бы тот факт, что музей был основан усилиями украинских промышленников и интеллигенции в конце XIX века как первый общедоступный музей Киева. Именно эта идея, подчеркиваю, сплотила промышленно-интеллектуальную элиту. Во главе инициативной группы стоял известный промышленник, коллекционер и меценат Богдан Ханенко. Даже невзирая на то, что тогдашняя городская и губернская власть выдала предписание: «В учреждении подобного рода потребности в крае не имеется», группа энтузиастов концентрировала усилия, создала даже специальное Общество древностей и искусств, чтобы иметь возможность накапливать средства для строительства музея. Был объявлен конкурс на лучшую постройку, параллельно велась разведка относительно того, где именно можно построить музей. В конце концов, здание музея было построено по проекту московского архитектора Петра Бойцова в неоклассическом стиле. А дорабатывал проект известный киевский зодчий Владислав Городецкий. Скульптурное убранство фасада выполнено мастерской Элио Саля, именно благодаря ему у парадного входа появились наши славные львы, и многие из киевлян так и называет сегодня художественный музей: «Дом со львами».
Но что интересно: музей строился на общественные средства и, если взглянуть на общую смету расходов, то нетрудно заметить, что больше всего денег на постройку внесла семья промышленников Терещенко. От Терещенко поступили и первые подарки для коллекции вновь созданного музея – скажем, картина Шишкина «Дубовая роща». Художественные произведения, заметим, стоили в то время слишком дорого...
— Поэтому можно сказать, что именно подвижничество стало залогом основания и двигателем дальнейшего развития художественного музея?
— Да, и не только, кстати, нашего музея. На протяжении своей истории музей несколько раз менял собственное имя и профиль, но на каждом повороте непростой и извилистой истории его всегда встречали все новые и новые энтузиасты-подвижники. В изменении названий музея отразились сложные процессы жизни страны и определенные этапы становления отечественного музейного дела. В частности, по названиям можно проследить, как менялся профиль коллекции и как отдельные части первичного собрания отходили, чтобы стать основой для рождения других музеев Киева. Их выросло пять из одного нашего корня. Скажем, нынешний Национальный музей истории Украины. А из коллекции нашего бывшего отдела «Древний Киев» образовался музей истории Киева, который, к сожалению, сейчас не работает, не доступен для посетителей. Еще в 1914 году в нашем музее состоялась первая выставка Тараса Шевченко-художника. Это была попытка тогдашних энтузиастов собрать воедино все или почти все его работы. Выставка имела огромный успех, был создан целый отдел Шевченко-художника. Но когда основался Национальный музей Тараса Шевченко, то, конечно же, практически вся его коллекция переехала на бульвар Тараса Шевченко, где и поселился музей Кобзаря. Последней выделилась от нас в отдельную музейную ветвь коллекция декоративного искусства – сначала на правах филиала, а с 60-х годов – в Национальный музей украинского народного декоративного искусства.
Зал барочного искусства Зал парадного портрета
— А кто из энтузиастов, кроме Терещенко и Ханенко, которых вы уже назвали, развивал собственно художественный музей, добывал ему славу?
— Среди первых следует назвать Викентия Хвойку – первооткрывателя трипольской культуры, многочисленных старокиевских находок. Именно на его коллекции основывалась выставка, которая была развернута в недостроенном еще помещении Киевского городского музея древностей и искусств в августе 1899 года по случаю XI Всероссийского археологического съезда. Эта выставка так и не закрывалась на протяжении следующих пяти лет, пока тут же не стала первой экспозицией в освященном уже, торжественно открытом музее, который к тому времени получил новое название – Киевский художественно-промышленный и научный музей имени государя императора Николая Александровича. А сам Хвойка возглавил археологический отдел музея.
Новая волна энтузиазма влилась с приходом сюда директором Николая Биляшивского. Открылось новое направление деятельности – историко-бытовое. Еще с тех пор и до сегодня музей утверждался как научно-исследовательский институт, который собирает, накапливает и пропагандирует все историческое наследие Украины. Здесь проводились экскурсии и читались лекции даже в самые суровые времена гражданской войны, даже в «сокращенном» варианте времен первой и второй мировых войн, когда основные фонды эвакуировались. Невозможно не вспомнить Даниила Щербаковского, подвижника музейного дела, он занимался древностями времен гетманщины, казачества, иконами и церковной утварью, осуществлял научные экспедиции Украины и собирал все, что мог собрать... Чуть позже к очень мощной команде сотрудников музея присоединился молодой, но уже известный искусствовед Федор Эрнст, который возглавил художественный отдел.
Зал искусства середины 19 века Зал иконы
— Очевидно, в то время дело это было не из легких...
— Можно даже сказать – героическое. Храмы массово разорялись, поэтому Щербаковский, например, находясь в действующей армии, собирал древности, паковал их буквально в ящики из-под снарядов и переправлял в музей... Между тем надвигались голодные годы, начался, так сказать, обратный процесс: художественные ценности стали изымать из музеев в пользу голодающих. Изымались грубо – на физический вес, бесценное измерялось на пуды. Так, взвесив на весах, забрали, например, золотой напрестольный крест Богдана Хмельницкого...
Конечно, музейные сотрудники решались кое-что отстаивать. А сами, кстати говоря, очень страдали, жили впроголодь. Немного спасал небольшой огород, который обустроили на заднем дворе музея – там сейчас пристройка к основному корпусу.
Кстати, не меньшей смелости и самоотверженности понадобилось сотрудникам музея и в послевоенные годы и во времена так называемого развитого социализма. Их старания не остались напрасными: музейные экспозиции до сих пор хранят то, что в свое время удалось сохранить им.
Монографический уголок Николая Пимоненко Зал Александра Мурашко
— Например?
— В 50-х годах прошлого века в музей пришла новая активная команда. Она дала научной работе новый импульс, в частности, хотела организовать отдел украинской старины. Но музею как «идеологическому учреждению» советской эпохи никак нельзя было демонстрировать те же иконы, например. До чего додумались? В одном из залов – в некоем укромном уголке – обустроили экспозицию древностей. Но когда из партийных органов появлялась какая-то проверка, то зал легко перекрывался, ибо не входил в общую анфиладу смотровых залов. Вот так Киев впервые увидел удивительную коллекцию древностей, начиная со средневековых икон.
Нечто подобное происходило и в 60-х годах, когда началось оживленное движение по открытию украинских имен в художественном искусстве – таких, скажем, как Федор Кричевский, Анатоль Петрицкий или Александр Мурашко. «Военная хитрость» же музейных работников состояла в том, что они открывали двери для своих знакомых и родственников или художников и искусствоведов задолго до начала работы и знакомили их с теми произведениями, которые «не вписывались» в схему социалистического реализма. Так постепенно «новое искусство пошло в массы» и уже никто и никак не мог на это повлиять.
Хотя, честно говоря, сейчас очень странно, даже комично выглядят старые фотографии, на которых изображены такие вот музейные «хитрости» или зарубежные выставки в наших залах. Посмотрите, вот, например, уникальная выставка изысканного китайского декоративного искусства на фоне стационарной экспозиции картин с изображением Ленина или ударных пятилеток...
Федор Кричевский. Невеста
— А все же в 70-80-х годах очередь к художественному музею тянулась от Европейской, то есть Комсомольской в то время, площади...
— В конце 60-х к старому помещению музея стали делать пристройку. Такое расширение площади позволило принимать интересные международные проекты – выставки из коллекции Арманда Хаммера, музея Тиссена-Борнемисы, сокровищ Тутанхамона... В результате музейных экспедиций пополнялась коллекция икон, которые и поныне остаются жемчужиной нашей коллекции.
В те годы весь мир переживал музейный бум. Люди ждали от музея очень многого. Ходили на выставки, лектории, посещали тематические клубы. Та волна просвещения выплеснулась и в наш день.
— Так с чем же, наконец, пришел Национальный художественный музей в этот, наш день?
— На сегодня он – самое репрезентативное собрание отечественного изобразительного искусства в Украине и мире. Коллекция музея насчитывает более 40 тысяч экспонатов, среди которых шедевры украинской живописи, скульптуры и графики со времен Киевской Руси до наших дней. Собрание музея пополняется по сей день, свое отражение в нем находят и новейшие течения живописи конца ХХ – начала ХХI века. Работаем над тем, чтобы отечественное искусство стало близким и понятным людям, чтобы сформировать в их душах чувство причастности к этим сокровищам.
|
— Насколько удается это вам? Насколько и для кого, прежде всего, интересен художественный музей сегодня?
— Предлагаем посетителям три вида просветительских программ. Первый из них – программы традиционные: экскурсии, лекции, тематические циклы, связанные между собой определенной логикой. Второй тип программ предназначен для тех, кому мало просто послушать, кому хочется проявить свою творческую потенцию в изучении художественных произведений. Поэтому есть программа развития мышления средствами изобразительного искусства для первоклассников. Есть также клуб для взрослых: «Искусство – пространство для общения». Здесь собираются для того, чтобы принять участие в обсуждении произведений, в творческой дискуссии, в «мозговой атаке». А третий тип программ – это, собственно, художественная мастерская. Для тех, кому уже мало послушать, мало поговорить, но кто стремится творить собственными руками. Такая художественная мастерская работает как для четырехлетней малышни, так и для людей почтенного возраста.
А еще есть детские праздники, выставочные просветительские проекты. Собственно говоря, в последнее время музей очень мощно меняется, предлагает все новые и новые идеи, новое видение искусства в сегодняшнем социуме. Мы обязаны держать руку на пульсе времени, показывать не только свою коллекцию, но и то, что происходит в современном художественном процессе. Сотрудничаем практически со всеми культурными центрами зарубежья, которые представлены в Украине. Словом, музей сегодня – это и мощный центр сохранения и презентации отечественного искусства, это и выставочный центр, и просветительский центр.
Жаль, что средняя и высшая школы слишком вяло используют те богатства, которыми обладает музей. Конечно, мы делаем собственные шаги навстречу образовательным учреждениям. Действует специальная программа «Музей и школа: вместе учиться интереснее». Она позволяет учителю раз-два в год прийти в музей и провести здесь урок, передав детей в надежные руки ученых. Работаем и с высшей школой: имеем отдельные лекционные циклы для художественных вузов, для студентов гуманитарного направления и для «технарей».
Кстати, выстраиваем всю эту работу не только на традиционном искусстве, потому как нельзя говорить с молодежью, опираясь только на старые, пусть даже и лучшие художественные образцы дня вчерашнего. Мы всегда открыты для новаций. Вон, видели, как с самого утра ребята удобно уселись по всем закоулкам фойе первого этажа? Показываем видео-арт. Для всех нас это нечто новое, необычное. Поэтому и манит молодежь. А уж когда пришла она сюда, то рядом с модной новацией увидит и классику, зацепится за нее взглядом...
Иными словами, стремимся создать именно ту среду, в которой наши посетители должны чувствовать себя в музее адекватно и комфортно ради собственного же «нравственного роста», ради «качественного скачка общества», о чем говорил Папа Римский и о чем заботятся дальновидные бизнесмены Европы.
Беседовал Владимир ТАРАСЮК.
Медиа-центр «Первого экскурсионного бюро».
Ноябрь 2010.