Адрес: г. Киев, ул. Владимирская, 57.
Телефон: +38 (044) 234-36-66.
Выходные дни: суббота, воскресенье.
Один из старейших киевских музеев. Был основан в идее коллекции в 1901 году, открыт официально в 1911 году. В 1912 году известным киевским архитектором Павлом Алешиным для музея было построено специальное здание.
В 1917 г. в здании разместилась Центральная Рада во главе с М. С. Грушевским. Именно здесь была провозглашена 7(20) ноября 1917 г. Украинская Народная Республика, а в ночь с 24 на 25 января 1918 г. принят IV Универсал, провозгласивший независимость Украины. Здесь же проходили торжества по случаю открытия разных образовательных учреждений, весной и осенью 1917 года были проведены два первых съезда учителей Украины.
С 1921 г. тут размещался Пролетарский музей, с 1924 - Музей Революции. С 1937 по 1982 гг. в нем размещался украинский филиал музея В. Ленина. Ныне перед заданием уставлен памятник главе Центральной Рады Михаилу Грушевскому.
В фондах музея - более 40 тысяч единиц хранения. Здесь сохраняются уникальные книги - учебники XV-XVII веков: «Учебник философии, географии, истории» (1488), «Литовский устав» (1570), «Фразеологический словарь» (1598), «Апостол» (1654), «Хроника Сарматии Европейской» (XVII века), «Евангелион» (1670), «Иллюстрированный географический атлас», в котором собрано 100 карт (1699-1777), «Евангелие учительное» (1670), «Правила пиитические» (1705) и множество других печатных изданий, использовавшихся в процессе обучения в братских школах, коллегиумах Украины, в Киево-Могилянской академии.
Музей обладает коллекциями учебников, документов, фотографий, периодических педагогических изданий, педагогических пособий XIX-XX веков, материалами о репрессированных учителях, комплекты материалов учителей и ученых-педагогов Украины, методических пособий и технических средств обучения различных эпох.
Уникальность Педагогического музея состоит в том, что его экспозиция наглядно показывает путь становления и развития образования в Украине. Экспозиция Педагогического музея построена по тематико-хронологическому принципу:
- этнопедагогика древних славян;
- школы «книжного учения» в Киевской Руси;
- из истории украинского книгопечатания;
- деятельность братских школ в Украине в ХІV-ХVІ веках;
- педагогические принципы Киево-Могилянской академии;
- казацкая педагогика;
- философско-педагогические взгляды Г.Сковороды (1724-1794);
- развитие высшего образования в Украине в первой половине ХІХ века;
- дошкольное воспитание и образовательно-педагогическая деятельность Софии Руссовой (1856-1940);
- образование и педагогическая мысль в Украине в 1920-1930-х гг.;
- образование в Украине в годы Великой Отечественной войны.
В мире очень мало музеев такого типа: есть «Музей детства» во Франции, музеи дидактической (развивающей) игрушки в России и Англии, педагогические музеи в Вильнюсе, Тбилиси, Софии. И киевский музей — достойный участник этой когорты!
![]() |
Влалимир Малюга |
Директор Педагогического музея Украины
Владимир МАЛЮГА:
«ЭТОТ ДОМ ПОСТРОЕН
СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ НАШЕГО МУЗЕЯ»
В нашей жизни парадоксов всегда немало. Вот один из них. Дом на столичной улице Владимирской, 57, ныне хорошо известный киевлянам как Киевский городской Дом учителя, 100 лет назад строился специально для Педагогического музея. Сегодня же этот музей арендует в «своем» помещении только несколько комнат. Хотя это обстоятельство никак не сказалось на его достоинствах, оно не унижает и не уменьшает богатств педагогического наследия Украины.
Впрочем, это не единственная странность в жизни одного из старейших музейных учреждений Украины. Подробнее — в беседе с директором Педагогического музея Владимиром МАЛЮГОЙ.
— Владимир Павлович, кто же и когда подарил такое симпатичное помещение именно Педагогическому музею?
— Предыстория этого историко-архитектурного памятника такова. По инициативе Киевского учебного округа в 1902 году был основан Педагогический музей. Судя по всему, побудительным примером этому послужило то, что несколькими годами раньше — в 1898-м — в Санкт-Петербурге начало действовать такое же заведение при военной академии. Когда же киевская коллекция приобрела определенные размеры, представила широкой общественности чрезвычайно интересный и познавательный материал о достижениях в области педагогической науки и практики нашего края, то уже стала вполне очевидной необходимость развернуть постоянную и достойную содержанию выставку. Поэтому в 1910 году инициативу проявил известный в то время меценат, председатель биржевого комитета города Семен Могилевцев — он предоставил для хорошего дела 500 тысяч рублей. Именно на те средства специально для Педагогического музея был построен этот оригинальный дом. Автор проекта — архитектор Павел Алешин.
![]() |
Дом учителя |
— Хотите сказать, что это все купольное помещение с самого начала принадлежало лишь музею?
— Конечно. Правда, позже, в 1934 году, к первозданному сооружению пристроили еще правое и левое крылья.
— Приходилось слышать, будто на строительстве дома побывал премьер-министр, «великий реформатор» царской России Петр Столыпин. Почему вдруг? Откуда такая честь, казалось бы, рядовому в то время строительству?
— Действительно, в 1911 году Столыпин побывал на закладке здешнего фундамента. И именно отсюда он направился в киевский оперный театр, где вскоре, как известно, был смертельно ранен...
Однако Столыпин посетил строительную площадку не один, а в кругу царской семьи, которая также находилась в Киеве. Император тогда не только благословил строительство музея, но и дал ему имя своего младшего сына — Алексея. С тех пор заведение имело официальное название: Педагогический музей имени цесаревича Алексея. Согласимся: факт о многом говорит, ведь далеко не каждый музей того времени получал фамильное имя от семьи Романовых.
Однако дальнейшая судьба музея отчасти складывалась уже не так радужно.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В экспозиции музея |
— Что имеете в виду?
— Симпатичный и удобный дом в самом центре города привлекал многих. Так или иначе, это не могло не сказаться на судьбе нашего заведения. Поэтому во многом его история хронологически делится на шесть периодов — взлетов и падений в деятельности.
Достаточно сказать, например, что в своем доме Педагогический музей находился лишь с 1912-го до 1924 года, и то время от времени должен был делиться территорией с другими учреждениями. В 1917 году здесь располагалась Центральная Рада во главе с Михаилом Грушевским. Именно в этом доме в ноябре 1917 года была провозглашена Украинская Народная Республика (УНР), а через два месяца — принят IV Универсал, провозгласивший независимость Украины. Здесь же проходили два первых съезда учителей Украины. С 1921 года наш музей должен был поделиться площадью с Пролетарским музеем. А с 1924-го в помещении полновластно расположился Музей Революции, далее — в 1937-1982 годах — украинский филиал музея В. И. Ленина.
Самый сложный период — время стагнации и упадка деятельности Педагогического музея — пришелся на 1917-1924 годы. Годом фактического его уничтожения стал 1934-й: тогда экспозицию растащили, фонды исчезли... лишь в 1948 году произошло, так сказать, второе рождение или возрождение заведения — он стал называться Республиканским педагогическим музеем. И, наконец, в 1992 году музей вернулся в свой дом, на улицу Владимирскую, хотя и не на всю бывшую территорию. Именно в том году была создана Академия педагогических наук Украины, в состав которой и вошел музей и снова стал именоваться Педагогическим музеем Украины. Это было его третье рождение.
— На втором этаже Дома учителя, где располагается сейчас музей, только две комнаты...
— Одна из них — это экспозиционный зал, рядом — выставочная. Плюс фондохранилища в цокольном помещении. Все наши территории функционально объединены, так сказать, находятся в постоянном движении — экспонаты непрерывно мигрируют из фондохранилища в выставочный и экспозиционный залы или наоборот. Имеем более 45 тысяч единиц хранения. Их уникальность в том, что они наглядно показывают путь становления и развития образования в Украине. Соответственно построена и экспозиция музея — по тематико-хронологическому принципу. Музей владеет коллекциями этнопедагогики древних славян, «книжного учения» Киевской Руси, педагогической методики Киево-Могилянской академии, казацкой педагогики, педагогической периодики и пособий XIX-ХХ веков, а также, конечно, многочисленными собраниями учебников, документов, фотографий уже нашей современности...
В основу же, собственно, деятельности музея положена научно-организационная работа: научное сопровождение и системный подход в организации экспозиционно-выставочной и фондовой работы, которые между собой взаимосвязаны теми же нашими «территориями» и являются составляющими целостной картины деятельности музея, способствуют эффективному осуществлению просветительской деятельности Педагогического музея Украины.
![]() |
![]() |
![]() |
Выставка «Особенные потребности — особенные перспективы» |
— Какие из музейных собраний привлекают больше внимания посетителей?
— 3200 единиц хранения мы выделили в национальные достояния, они занесены в Государственный реестр национального культурного достояния. К ним относятся редкие книги, старопечатные, старинные карты, рукописи... Имеем старопечатные книги, датированные XII-XV веками, есть экземпляры, которые были напечатаны (специальная экспертиза это подтвердила) еще в книжной типографии знаменитого Ивана Федорова...
Словом, много наших посетителей имеют в музейных собраниях не только чисто познавательный интерес. Школьники из Малой академии наук, студенты, аспиранты, докторанты находят здесь то, чего нет даже в авторитетных научных и парламентской библиотеках.
— Педагогическое достояние Украины, очевидно же, не безымянное. С кем из известных, титулованных отечественных педагогов знакомите посетителей?
— Есть 129 так называемых именных «музейных комплексов» — это персональные комплексные собрания «звезд» отечественной педагогики. Они хранят все возможные вещественные и документальные сведения о славных педагогах. Все 129 имен представлены в постоянной экспозиции музея. Но время от времени представляем их в тематических музейных выставках, посвящаем каждому тематические конференции, вечера и т.д. Скажем, начало нынешнего года ознаменовалось необычайно популярными педагогическими чтениями по случаю 155-летия со дня рождения Софии Русовой, в свое время стоявшей у истоков дошкольного образования в Украине.
На первом месте — «музейный комплекс» Василия Сухомлинского. Этот педагог еще недалекого прошлого особенно близок и понятен нашим современникам, поэтому традиционно привлекает к себе огромное внимание. Следовательно, посвященные ему музейные мероприятия нередко проходят в, так сказать, расширенном составе — с участием Государственной научно-педагогической библиотеки имени В. А. Сухомлинского, международной Ассоциации имени В. А. Сухомлинского и, конечно же, его дочери — Ольги Васильевны. Кстати, она является академиком-секретарем Академии педагогических наук, возглавляет отделение истории педагогики. Поэтому личные вещи своего отца, Василия Александровича, которые она хранит как домашнюю реликвию, нередко экспонируются и на наших музейных выставках.
Иначе говоря, выставочная работа стала одним из ведущих направлений деятельности Педагогического музея. Последние пять лет организовано более 50-и выставок к юбилеям выдающихся отечественных педагогов — А. Н. Астряб, М. Ф. Даденкова, Н. Н. Грищенко, А. А. Захаренко, Г. С. Костюка, Т.Г. Лубенца, Н. И. Пирогова, Я. Ф. Чепиги (Зеленкевич), С. Ф. Русовой, В. А. Сухомлинского... Плюс 11 выставок по истории образования Украины — например, «Академия педагогических наук Украины — 15 лет», «Образовательный ренессанс времен Украинской революции» (к 90-летию соборности Украины), «Профессия — выбор будущего»...
— Надо полагать, такого количества и системности выставочной работы не было бы, если бы не возникало желания посетителей приходить на ваши музейные мероприятия снова и снова?
— Конечно. И более того: сами же посетители таких мероприятий каждый раз «подбрасывают» музею свежие идеи. Они не надуманные, чрезвычайно актуальны, а потому вызывают еще больший резонанс. Пример из нынешней весны — выставка «Особые потребности — особые перспективы», посвященная системе образования детей с особыми потребностями. В ее подготовке и проведении приняли участие более десяти областей и городов — считаем, половина Украины.
В другой раз участниками наших мероприятий становятся студенты, историки, художники, краеведы... Все это свидетельствует о том, что отечественная педагогика — чрезвычайно многогранна и щедра, а музейная работа — живой, динамичный организм.
— То есть можем утверждать, что со времени третьего в 1992 году рождения/возрождения Педагогического музея его фондовые и организационные достижения все активнее расширяются несмотря на сокращение «территории для проживания» в доме, построенном 100 лет назад специально для этого музея?
— Музейных собраний, действительно, накопилось столько, что мы запросто могли бы развернуть чрезвычайно интересную экспозицию сразу на всех этажах здания. Однако, конечно же, время внесло в теперешнюю жизнь музея свои коррективы, поэтому стараемся спрессовать все его достояние в современных технических возможностях и «портативных» формах работы. Недавно создан собственный веб-сайт, он поможет шире популяризировать историю и достижения отечественной педагогической науки и практики, сократит путь к потенциальным посетителям заведения. Еще раньше мы учредили совместно с музеями при учебных заведениях Украинскую ассоциацию музеев учебных заведений. Следовательно, есть дополнительная площадка для работы, появились новые формы и меры музейной деятельности, проходят конкурсы наших юных полпредов — экскурсоводов... Иначе говоря, музейную площадь мы расширили, «выйдя» за пределы здания по улице Владимирской, 57.
Беседовал Владимир ТАРАСЮК, журналист
Медиа-центр «Первого экскурсионного бюро»
Май 2011