Амвросий Бучма
Караимская кенаса 1900-е гг.
Караимская кенасса в Киеве Автор проекта Владислав Городецкий
Адрес: Ярославов вал,7
Телефон: 235-82-47, 235-20-81
Сайт: http://www.actorhall.com.ua/
Одна из интереснейших по архитектуре и истории концертных площадок столицы. Находится она в помещении бывшей караимской кенассы — молитвенного дома народа караимов. Кенасса строилась великим киевским зодчим В. Городецким и является одним из замечательных памятников архитектуры и художественного оформления в Киеве.
Здание это трудно не заметить — необычная архитектура хоть на пару секунд заставляет взглянуть на него всех, кто, пусть даже многие годы подряд, спешит по своим делам столичной улицей Ярославов Вал. Молитвенный дом караимов был сооружен на средства «табачных королей» Юго-Западного края (так в царские времена сухо именовалась Украина) Соломона и Моисея Когенов в 1900 году.
В. Городецкий решил здание в мотивах мавританской архитектуры. Вот что о нем писал последний предреволюционный путеводитель по Киеву 1917 года: «Молитвенный караимский дом — изысканный, но несколько мрачный, украшенный снаружи скульптурными фантастическими узорами и письменами в мавританском стиле; двери и окна его закругленные в виде подковы». Работы по оформлению интерьера кенассы выполнял партнер и соратник Городецкого скульптор Элио Сала, лишний раз засвидетельствовав свое непревзойденное мастерство.
Большевики передали кенассу учреждениям образования, что спасло ее уникальные интерьеры. Во время немецкой оккупации здесь — совершенно неожиданно — правилась римо-католическая служба, в послевоенные времена действовал кукольный театр, а впоследствии - кинотеатр. К большому сожалению, во времена советской власти были утрачены часть архитектурных деталей здания — в первую очередь, купол, придававший ему неповторимую «восточную ауру». Разрушению от времени и выхлопных газов подвергается внешнее оформление здания, его цвет в результате воздействия загазованной атмосферы и неоднократных покрасок стал темным, хотя в первые десятилетия имел намного более светлый оттенок, что можно заметить по боковой стене здания.
Собственно Дом актера был основан в 1948 году как культурно-просветительское учреждение Украинского театрального общества - предшественника Союза театральных деятелей Украины. В кенасе он «поселился» в 1981 году.
Сейчас былая молельня является уютным концертным залом на 200 места — с прекрасной акустикой, камерной концертной сценой, раздвижным занавесом, со всеми необходимыми звуковыми и светотехническими средствами.
В стенах Дома актера проходят спектакли и концерты, презентации журналов и книг, творческие вечера, юбилейные праздники и бенефисы, научные конференции, художественные выставки.
Фойе Дома актера используется для проведения художественных вернисажей и выставок.
На сцене есть кабинетный рояль фирмы «Стенвей», в фойе — фортепиано.
На базе Дома актера работает Центральная межтеатральная библиотека, насчитывающая около 22 тыс. экземпляров фонда.
Наталия Ужвий
Ольга Кусенко
Иван Паторжинский
Директор Дома актера Виктория МОСКОВЕНКО:
Виктория Московенко
«ЗДЕСЬ СХОДИТСЯ И БУРЛИТ
МНОГО ТВОРЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ»
Торопясь столичной улицей Ярославов Вал, трудно не приостановиться хоть на минутку, чтобы не бросить очарованный взгляд на дом под номером 7 довольно необычной архитектуры. А многочисленные ценители искусства знают, что этот шедевр отечественного зодчества такой же удивительный и внутри, что уже много лет он служит еще и олицетворением современной микромодели функционирования театральной культуры, которая постоянно развивается и гармонично переплетается с другими художественными и культурологическими формами.
Вот о такой гармонии, посетив волшебный особняк на Ярославовом Валу, 7, мы и ведем беседу с директором Дома актера Викторией Московенко.
— Виктория Игоревна, как вам работается в этом архитектурном оазисе старинного Киева?
— Здесь действительно переплелось духовно-зрительное начало здания с его теперешней художественной миссией. Мы всегда помним, и это соответственно обязывает, что работаем на одной из интереснейших по архитектуре и истории концертных площадок столицы. Что этот дом строился великим киевским зодчим Городецким, а сейчас он является уникальным памятником архитектуры с чрезвычайно прекрасным художественным оформлением — хорошей лепкой как снаружи, так и внутри помещения. К большому сожалению, во время реставрации здания в 1968 году был разрушен его купол, который добавлял сооружению немного неповторимой «восточной ауры». С годами утеряны и некоторые другие архитектурные детали.
Известно же, что сооружение стало в строй еще в 1900 году в статусе караимской кенасы — то есть молебного дома караимов. С 1981 года здесь располагается Дом актера — культурно-просветительское заведение Национального Союза театральных деятелей Украины.
Мы, как можем, заботимся об этом сооружении, хотя оно находится на балансе Управления охраны культурного наследия памятников и истории. В свое время даже заказывали за свои средства первоочередные проектные работы по реставрации здания, постоянно обращаемся к неравнодушным за спонсорской помощью...
— А когда основан сам Дом актера?
![]() |
Уникальная памятка архитектуры на Ярославовом Валу, 7, где находится нынче Дом актера |
— Сразу после войны — в 1948 году. Тогда молодая общественная организация — Украинское театральное общество, а ныне Национальный Союз театральных деятелей Украины, — поставила себе целью всячески помогать работникам театров в творческой работе, держать в поле зрения развитие и становление талантов, содействовать им в формировании собственного художественного лица, ориентировать на лучшие образцы театрального творчества. Одним из шагов к такой цели стало основание Дома актера.
У истоков его деятельности стояли выдающиеся деятели украинского театра — Амвросий Бучма, Иван Паторжинский, Наталья Ужвий, Ольга Кусенко... А сам Дом очень быстро стал эдакой площадкой для сохранения лучших традиций украинского искусства. Это раз. А во-вторых, это чисто экспериментальная площадка, своеобразный трамплин для дальнейших творческих взлетов художников сцены. Есть немало театральных актеров, которые не всегда имеют возможность реализовать свои творческие стремления на сцене своего театра. Но для этого у них всегда есть запасной вариант в Доме актера, стоит только прийти сюда и создать на его сцене желаемое. Скажем, даже определенные самостоятельные работы, камерные спектакли. Или проявить себя в совсем другом творческом направлении.
Кроме того, обычное для Дома актера явление — творческие вечера актеров и юбилейные бенефисы. Он стал некой дополнительной, более раскованной и свободной площадкой для творческого общения художников сцены. Да и не только их: частые наши гости и даже завсегдатаи — художники, музыканты. То есть сначала Дом был сугубо театральным центром, и со временем превратился в синтетическую творческую площадку, на которой сходится много творческих интересов. Здесь бурлят различные художественные школы, направления...
— В столице действуют и другие творческие ячейки, подобные вашей или аналогичные...
— У каждого творческого учреждения есть собственное лицо, свои задачи и публика... Чем больше таких площадок для проявления творческих способностей художников, культурных мероприятий — тем лучше. У нас есть то, чего не имеют другие творческие ячейки. Каждый художник или зритель ищет то, что ему ближе по душе, нужнее. Это очень хорошо.
— Кто и с чем приходит к вам сегодня?
![]() |
![]() |
![]() |
Творческие вечера в Доме актера |
— Штатных режиссеров у Дома актера нет. Так же нет и собственной труппы. Однако у нас есть несколько своих экспериментальных спектаклей, где Дом актера выступает в роли продюсера. Приглашаем к себе тех или иных художников, или же они сами предлагают нам определенные идеи для сценического воплощения. Одна из самых заметных работ последнего времени, например, — спектакль «Мы будем жить вечно» (Анна Ярославна — королева Франции) по пьесе В. Соколовского. Поставил ее Петр Миронов, заслуженный артист России, актер Киевского государственного академического театра драмы и комедии на Левом берегу. Это спектакль на шесть действующих лиц, в нем заняты актеры киевских театров. В прошлом году эта постановка побывала на фестивале во Франции.
Интересным для зрителя стал и творческий эксперимент писательницы Софии Майданской. Будучи вначале только автором сценария к спектаклю «Саломея Крушельницкая», она стала и режиссером постановки, привлекла к сотрудничеству выдающихся мастеров сцены, в числе которых, например, народная артистка Украины Ольга Басистюк...
— Над чем работает Дом актера сегодня?
— Если говорить о театральных вещах, то интересных проектов немало. В предчувствии большого творческого наслаждения ожидаем, скажем, осенний приезд в Киев известного мастера сцены, режиссера Евгения Курмана. Дом актера выступит продюсером его спектакля...
— Как часто приходит к вам зритель?
— Дом актера работает ежедневно, а его сцена — каждый вечер. Активный сезон длится с сентября по июнь. В репертуаре преимущественно камерные спектакли, в которых задействовано небольшое количество актеров — такова специфика помещения. Особенно его полюбили музыканты. Поэтому большая часть вечеров отдана музыкальным программам, как правило — классическим.
Сотрудничаем с известными киевскими солистами, музыкантами. Долгое время, например, поддерживаем плодотворные творческие связи с коллективом уже покойного, к сожалению, Богодара Которовича. У них тут находилась целая репетиционная база. Нынешний художественный руководитель коллектива Дмитрий Логвин продолжает славные традиции, ежемесячно дает на нашей сцене по два-три концерта. Есть и современные молодежные ансамбли: «Киевская камерата», «Vicorda», «Пост скриптум», «Фрески», «Даха Браха», «Джаам». Немало музыкальных проектов воплощается в жизнь благодаря сотрудничеству с посольствами зарубежных стран в Украине или непосредственно с зарубежными исполнителями.
Очень любим мы художников, а им нравится сотрудничать с нами. Их привлекает выставочный зал в центре города, где всегда бывает много посетителей, и невысокая арендная плата выставочной территории. Театральные же художники вообще бесплатно выставляются. Мечтаем немножко разбогатеть и переоснастить, технически усовершенствовать выставочную территорию, чтобы сделать художественные выставки более выразительными, удобными.
— Говорят, в эти дни в Доме актера проходит интересный конкурс...
— Сегодня как раз подведение его итогов — III Всеукраинского конкурса профессиональных чтецов имени Ивана Франко. А основан он в 2007 году Национальным союзом театральных деятелей Украины по случаю 150-летнего юбилея со дня рождения Ивана Яковлевича. С тех пор он стал ежегодным. Оценивает конкурсные показы профессиональное жюри в составе известных деятелей украинского театрального искусства. В этом году его возглавляет первый заместитель Председателя Национального Союза театральных деятелей Украины, народная артистка Украины Раиса Недашковская. Сам конкурс имеет чрезвычайно благородную и патриотическую цель и задачи: широкая популяризация творчества Ивана Франко, поощрение авторов, студентов художественных вузов Украины в сценической интерпретации его литературного наследия, содействие росту профессионального мастерства, высокой культуры и духовности молодежи. И, конечно же, выступления конкурсантов призваны доставить наслаждение зрительской аудитории — поклонникам художественного слова.
— Кроме таких поклонников, кто еще приходит в Дом актера? Кто составляет основу его публики?
— Она, публика, очень разнообразна, хотя есть и свои завсегдатаи. Такая аудитория складывалась годами. Она знает наши планы, постоянно находится в живом контакте с сотрудниками Дома. Кроме того, много исполнителей или организаторов определенных мероприятий имеют собственных сторонников. Скажем, своеобразная литературно-музыкальная тусовка сложилась вокруг «Журнала «Коллегиум на сцене», который время от времени устраивает на нашей площадке поэтическо-философские вечера. Со своими многочисленными почитателями приходят народная артистка Украины Ольга Басистюк, заслуженный артист Украины Игорь Завадский. Никого не оставляют равнодушными вечера фламенко или джазовых импровизаций. Также у нас работает «Художественная гостиная», «Женский клуб», литературно-музыкальный салон, Совет ветеранов сцены. Словом, концертный зал Дома актера никогда пустым не бывает.
— Виктория Игоревна, извините, но вы не упомянули о посетителях знаменитой библиотеки Дома актера...
— Конечно, в нашу библиотеку приходят преподаватели театрального института, студенты, театралы из других городов приезжают... Библиотека действительно большая, имеет немало чрезвычайно ценных книг — пьесы, раритетные издания, научные. А общий ее фонд — около 30 000 экземпляров.
Несмотря на известную в наши дни нехватку средств, стараемся пополнять его, подписываем литературу, так недостающую театрам Украины и которую они самостоятельно приобрести себе не имеют возможности. Прежде всего, это касается изданий с текстами новых пьес.
Собственно, хочется пополнять не только библиотечный фонд, пытаемся выходить на качественно новый уровень работы. Расширяем фестивальные возможности... Понемногу формируем собственный продюсерский центр... Еще есть такой замысел — создать детскую актерско-каскадерскую студию. Есть уже предварительная договоренность по этому поводу, с осени будем набирать первую группу детей. На лето же ставим себе задачу: организовать в Доме актера небольшую, но уютную кофейню. Думаю, это понравится и нашей творческой актерской мастерской, и посетителям, которые приходят на вечерние спектакли и концерты после работы...
Беседовал Владимир ТАРАСЮК, журналист.
Медиа-центр «Первого экскурсионного бюро».
Июнь 2010.