Адрес: ул. Миропольская, 1
Телефон: 513-15-00
Администрация: ул. Луначарского, 1-б
Телефон: 517-42-37
Еще один левобережный киевский театр. Самый «старый» по стажу из прописавшихся здесь. Отсчет свой этот очаровательный театра ведет с 1981 года, когда из республиканского театра кукол была отделена малая сцена, ставшая основой для второго кукольного театра в Киеве. На тот момент, да и сейчас, Киев – единственная столица в Восточной Европе, и, тем более, на просторах бывшего СССР, где имеется два кукольных театра.
Успех к новому коллективу пришел в 1983-м, когда на Всесоюзном фестивале чехословацкой драматургии спектакль «Прыгающая принцесса» Ладислава Дворского принес театру целый букет наград. Дипломы тогда получили: коллектив театра в целом, режиссер постановщик - заслуженный (в то время, а ныне народный) артист Украины Сергей Ефремов, заслуженная артистка Украины Элеонора Смирнова и актер Шарль Фоерберг (ныне заслуженный артист Украины). Этот спектакль построен как игра в детской комнате: с помощью усилия воображения и нехватки соответствующих игрушек кошка может встать принцессой, ворон - злым колдуном, клоун - принцем, обезьяна - Бабой Ягой…
С 1981 по 1983 год в постановке Сергея Ефремова были созданы спектакли, которые начали жизнь театра: «Солнечный луч», «Жил-был Зайка», «Бука», «Добрый Хортон», «На планете облаков», «Новый год и Белый Кот».
Отдельного разговора заслуживает многолетнее сотрудничество театра с художницей Ириной Уваровой, благодаря которой в постановке Сергея Ефремова созданы замечательные, но абсолютно разные по мировоззрению спектакли: «Русская соль» Ю. Сидорова (1987 .), «Мать-Олениха» Л. Улицкой по Ч. Айтматову (1991 г.), «Все будет хорошо» И. Уваровой и С. Ефремова по дневникам Януша Корчака (1994 г.), «Ворон» Карло Гоцци (1998 г.)
В 1989-90 годах спектакль «Русская соль» была признана лучшим спектаклем на фестивалях в Луцке, Белостоке и Минске. Позже он покорил Европу. И недаром: эта постановка – одна из самых необычных в театре. Спектакль пронизан гротескным юмором, в нем используется очень много разноплановых кукол - и гигантских, грубоватых, словно из матрасов сшитых, и изящных, будто сделанных из фарфора. А котенок-чертенок может вообще растягиваться как гармошка… Все здесь - большой трюк, аттракцион, как и конфетти, вылетающего из нацеленного на публику, угрожающе поднятого ведра... Словом, ярмарочная потеха.
Далеко не все спектакли этого кукольного театра – детские. «Мать-Олениха» по сказке Чингиза Айтматова «Белый пароход» возвращает людей к первоначальной, тотемной, вере. Олениха в исполнении Татьяны Блащук должна проходить сквозь олицетворенные стихии воды и огня, чтобы спасти человеческих детей, которые становятся ей родными взамен утраченных оленят, которых погубили те же люди. Вселенски звучащий мотив неблагодарности по отношению к природе придает спектаклю драматическое, глубокое звучание.
Еще одна высокая трагедия - моноспектакль заслуженного артиста Украины Шарля Фоерберга «Все будет хорошо» по дневниками великого педагога Януша Корчака – человека, добровольно пошедший с детьми в газовую камеру, отказавшись от спасения. Корчак в исполнении заслуженного артиста Шарля Фоерберга играет с очень условными куклами. Но именно такая условность передает бережное, нежное, немного ироничное отношение к детям: герой Фоерберга не перестает их воспитывать, и нести им зерно сказки даже в час смерти. И ангел, который влетает к ним в камеру - скорее не ангел смерти, а ангел Рождества (недаром же в спектакле раскрываются мотивы Библии). Потому и название парадоксально: «Все будет хорошо» до тех пор, пока взрослый решается защищать детей ценой своей жизни.
Этот мощный, пронзительный моноспектакль получил «Киевскую пектораль» в 1995 году, а позже триумфально представлял театр на международных фестивалях.
Вообще, в репертуаре муниципального театра кукол – постановки самые разнообразные, а решения известных сюжетов – зачастую парадоксальные. Есть в театре и работы-новации. Известная «Наталка Полтавка», впервые поставленная с помощью кукольных героев, решена в бурлеском ключе, а спектакль «Сумка с песнями» стала первой в жанре попыткой объединить известные украинские народные песни так, чтобы они обрели осязаемость, иллюстративность, образовав своеобразную цепочку, проходящую через всю жизнь человека.
Среди спектаклей по мотивам украинских народных сказок особенно интересными являются «Котик и Петушок» Григория Усача и Сергея Ефремова, и «Лисичка-сестричка и Волк-побратим» Всеволода Нестайко.
В театральном репертуаре широко представлены сказки народов мира, представления по произведениям всемирно известных сказочников. Российская «Морозко», грузинская«Полторы горсти» («Отважный ягненок»), «Северная сказка» (второе название – «Дочь Луны и Сын Солнца») - по легендам эскимосов. В названиях спектаклей присутствуют Снежная королева, Принцесса на горошине, Бременские музыканты, Маугли и Винни-Пух, Золушка и Буратино, Маленький Мук и Карлсон – весь набор всемирно известных детских сказок.
Более полутора десятков лет театр не имел собственного помещения. Появилось оно только в 1997 году, когда коллектив въехал в здание бывшего кинотеатра «Ровесник» на левобережной улице Миропольской.
17 октября 2007 года театру было присвоено звание «академического».